Голосование
Какая образовательная услуга наиболее актуальна для Вашего ребёнка?
Всего 25 человек

консультации для педагогов

Дата: 17 июля в 07:49, Обновлено 12 октября в 14:21

                       Развитие познавательной сферы у детей с ТНР

                                                                                                                                      Октябрь, 2020

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции. Психологический статус ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью внимания, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач.

      Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Во втором случае распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. У детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется степенью его распределения и переключаемости. У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.) т.е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У всех детей с нарушениями речи отмечаются нарушения фонематического восприятия. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Для многих детей с речевой патологией, обусловленной органическими поражениями мозга, характерны нарушения оптикопространственного гнозиса, который является необходимым условием для обучения детей грамоте. Исследования показали, что данная функция у детей с речевыми дефектами находится по сравнению с нормально развитыми сверстниками на значительно более низком уровне. У детей с речевыми дефектами выявлены трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в импрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений. При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

     Исследование памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Исследования показали большую вариабельность в объеме слуховой памяти, также некоторое общее снижение данной функции. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не прибегают к речевому обобщению в целях уточнения инструкции. Это связано также и с особенностями внимания. Исследования по изучению вербальной памяти детей с недоразвитием речи обнаруживают недостаточность опосредствованной словесной памяти, что носит специфически речевой характер и по своему патологическому механизму первично связана с системным нарушением речи, но не с нарушением собственно мышления. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями (анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификацией). В процессе исследований были получены следующие результаты: у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений, в формировании математических представлений, развитии логического мышления. Несколько иначе развивается воображение(психологическая основа творчества) у детей с тяжелыми нарушениями речи. Развитию детского воображения способствует своевременное формирование речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Данной категории детей оказывается недоступным выполнение творческих заданий. Рисунки таких детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор и испытывают трудности в составлении творческих рассказов. Это объясняется беглостью словарного запаса, упрощенностью фраз, нарушениями грамматического строя речи, низким уровнем пространственного оперирования образами. У большинства детей отмечается нарушения в развитии двигательной сферы, т.е. общей и мелкой моторики (плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении). Наибольшие трудности выявляются при выполнении упражнений для пальцев и кистей рук, сопровождающихся словесной инструкцией.
       Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности у дошкольников: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в формировании

                             психических процессов.                        

                                                                                                                          

На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется своими особенностями. Психические познавательные процессы в дошкольном возрасте обретают произвольный характер. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Чем больше уделить внимания на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.

Память дошкольника отличается непроизвольностью. Малыш не ставит задачи сознательно запомнить что-либо для последующего воспроизведения. То, что вызывает эмоциональное переживание и интерес, легче запоминается. Элементы произвольности памяти приобретаются в 4 года. Малыш начинает понимать методику запоминания, может по указанию взрослого запомнить или припомнить.

Для раннего дошкольного периода характерно механическое запоминание, осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи объектов. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета.

Дети учатся управлять своим вниманием, но в силу возраста по требованию взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на заданный. Позже дошкольники могут распределять внимание и действовать с несколькими предметами.

Память дошкольника отличается непроизвольностью. Малыш не ставит задачи сознательно запомнить что-либо для последующего воспроизведения. Для раннего дошкольного периода характерно механическое запоминание, осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи объектов. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета.

С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже со своими личными идеальными представлениями. Это значительно расширяет двигательные возможности детей.

Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.

Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия.

Накопленная за период раннего возраста образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования дошкольником образами расширяются границы познания. Усвоение понятий во многом определяет развитие мышления. Особенно трудным для дошкольника является правильное определение понятия. Он объединяет несоединимые по логике признаки предметов.

Использование собственных представлений порождает необычность рассуждений. Рассуждая, малыш использует обобщение и сопоставление, перебирает возможные варианты, использует чувственный опыт и информацию, полученную от взрослого. В пятилетнем возрасте дети понимают причинные связи объектов, переходят от глобальных к точным объяснениям, от внешних признаков к скрытым, внутренним, постигают обобщенную закономерность.

Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей и дошкольным учреждением. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению.

Процесс развития воображения проходит у дошкольников в 2 этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса. Первоначально представления возникают по инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер.

Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Дошкольник фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход, планирует процесс воплощения.

Для раннего дошкольного периода характерны фантазии, основанные на небольшом изменении чего-либо существующего. Затем ребенок разрабатывает оригинальные сюжеты и образы. Важной характеристикой воображения считается его реализм, умение отделить возможное от невозможного. Воображение, отличаясь познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.

Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению, усложнение деятельности, расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам грамматики.

Для речи раннего дошкольного возраста характерно словотворчество, выражающее недостаточный уровень владения грамматическими формами. В речевых высказываниях дошкольника раннего периода преобладают простые предложения. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения.

Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.

Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например: колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д.

Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.

Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Дошкольный возраст – благоприятный период развития познавательных процессов. Своевременная диагностика с раннего дошкольного возраста позволяет скорректировать формирование познавательной сферы в целом, выявить пробелы в развитии отдельных психических процессов. Совершенствование познавательных процессов достигается путем упражнений, совместной или самостоятельной активной деятельности дошкольников.

Темперамент педагога и успешность педагогической деятельности.                        

                                                                       Ноябрь, 2019

В научной литературе большое внимание уделяется темпераменту детей. Но мало кто задумывается о темпераменте педагога, хотя именно от педагога зависит успех учебно-воспитательной работы в школе. Известно, что темперамент не определяет результатов деятельности педагога, однако влияет на процесс и методы его работы.
Темперамент - совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определенный психический тип.

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).

Темперамент оказывает влияние на:

 - скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания);

 - интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций);

 - оценку и контроль деятельности.

 - дисциплинарные воздействия.

 - темп, ритм и ускорение деятельности.

 - направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Как же это влияет темперамент на  работу педагога и отношение к воспитанникам
Педагог-флегматик.
Положительные качества: сдержанный, спокойный, терпеливый, неторопливый, хорошо владеет собой. 
Отрицательные качества: вялый, медлительный, безразличный, ригидный, слабо распределяет внимание.
Флегматический темперамент благоприятен для педагогической деятельности. Однако, учителю-флегматику следует тщательно готовиться к занятиям, продумывать разнообразные формы и методы работы, оттачивать педагогическую технику. При этом действия педагога становится более быстрыми и оперативными и учащиеся не засыпают под его монотонную речь.
Педагог-холерик.
Положительные качества: энергичный, активный, инициативный, решительный. Отрицательные качества: резкий, несдержанный, раздражительный, сильно возбудимый.
Среди хороших педагогов  немало холериков. Однако,  педагогу-холерику нужно следить за своим поведением, воспитывать терпеливость, тормозить несдержанность. Для этого нужно любить детей и педагогическую профессию.
Педагог-сангвиник.
Положительные качества: живой, подвижный, эмоциональный, общительный, легко приспосабливается к новым условиям, умеет распределять и быстро переключать внимание.
Отрицательные качества: поверхностный, непостоянный в поведении, легкомысленный, безразличный, избегает черновой работы, склонен переключаться на более интересную деятельность.
Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы педагога, однако педагог-сангвиник должен не забывать о своей эмоциональности, большой подвижности и впечатлительности. Иначе занятия  приобретут развлекательный характер и будут излишне возбуждать детей.
Педагог- меланхолик.
Положительные качества: отзывчивый, мягкий, тактичный. 
Отрицательные качества: теряется в новых условиях, нерешительный, замкнутый, впечатлительный и требует особого, осторожного отношения к себе. Не уверен в себе и своих возможностях, неадекватно реагирует на действующие раздражители и быстро утомляется.
Меланхолический темперамент в педагогической работе возможный, но нежелательный. Однако, если педагог-меланхолик четко продумывает режим, который предусматривает постепенный переход от одних способов действий, условий жизни к другим, то у него формируются положительные черты характера, такие как уверенность, например, которые маскируют особенности типа нервной системы.
Однако, ошибочно делить людей по четырем типам темперамента, обычно наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Поэтому нельзя несдержанность педагога связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим стоят издержки воспитания.
Педагогу необходимо знать особенности своего темперамента и учитывать их в педагогической деятельности. Ему следует формировать индивидуальный стиль деятельности, который бы раскрывал его сильные стороны и сдерживал отрицательные черты темперамента. Учитывая свой тип темперамента, можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

При выборе профессии необходимо учитывать особенности типа темперамента. Однако не следует при этом путать темперамент с характером. 
Трудолюбие и лень, доброта и жестокость, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни.

Как темперамент влияет на выбор профессии?

Честным или лживым, умным или глупым, талантливым или бездарным может быть человек с любым типом темперамента. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, умений, навыков и направленности личности.

       Формирование связной речи у детей дошкольного  возраста

                     

                                                                          Февраль, 2020

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми,  свое поведение,  а следовательно,  и личность в целом.

   Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми,  где взрослый – партнёр учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого,  а ребёнок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.  Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,  делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной,  музыкальной,  литературной  деятельности.               

   Развитие познавательной активности ребёнка и речевое развитие взаимосвязаны.  Чем больше ребёнок познает объектов окружающего мира,  тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к миру, к социальным и морально – нравственным отношениям людей.

   Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребёнка, мыслительные способности,  умственное начало. Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия, продуктивную и игровую деятельность.  Занятие – организованное обучение, поэтому на них дети получают более сложные знания и умения.  На занятиях воспитатели учат детей рассуждать,  рассказывать,  правильно выражать свои мысли, фантазировать,  сочинять,  претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности.  Важно развитие в ребёнке желание познавать новое,   задавать вопросы об интересующих его темах. Поэтому педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо всем, всеми способами поддерживать интерес ребёнка к познанию.  Для этого воспитатели стремятся,  чтобы ребёнок был активным участником педагогического процесса,   а не пассивным слушателем. В процессе поиска, экспериментов, решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения.   На каждом занятии присутствует новизна, новые методы и приёмы для активизации детей. Посредством обучения дети развивают память, логическое мышление, воображение, самостоятельность.

   Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие:

речь педагога дошкольного учреждения; формирование представлений об окружающей жизни;  развитие любознательности; сенсорное воспитание;

игра.

  Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Эхо», «Телефон »  и др .

   Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.  Ребёнок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьётся, ломается, рвётся, льётся и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях ( характерных признаках времён года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и др.).

   Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – детская деятельность, в которой ребёнок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания,  делится ими с  товарищами.

    Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;  игры –драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

    Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребёнка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.

     Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений; предметов, необходимых для труда; содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, ребёнок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении

свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам . Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребёнок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить , какие изменения произошли. В играх «Найти предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы » необходимо сгруппировать предметы по общим признакам . В

играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек » дети определяют предмет по одному их признаков.  

     Таким образом,  дидактические игры способствуют закреплению и

уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.  

     Есть система психологических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребёнка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности.

     Существует три блока работы.

   Первый блок. Активизация деятельности детей.

  Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки  участников группы, на преодоление замкнутости. Упражнения, а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу , так и развития .  

     Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться,  зажмуриться, прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, радость, удовольствие). Вот некоторые упражнения:

     «Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребёнка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

      «Зеркало». Педагог говорит детям:  «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну –ка , зеркальце, скажи, какое выражение на моём лице?». (Я очень рассердилась.  Мне грустно, когда на улице плохая погода).   «Зеркало» не только называет выражение, но и копирует его.

      Внимание также надо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы.  Пантомимика повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

     «День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами ему дарят подарки, а именинник угадывает, что это за подарок.

      «Походка и настроение». Педагог показывает движения и предлагает изобразить  их: «Попрыгаем как воробышек (кузнечик, козлик);  походим, как  мишка косолапый и т. д.              

   Также в работе используются игры, цель которых – развитие двигательной активности. Они помогают пробудить пассивного ребёнка, учат всех детей подчиняться определенным правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции.  Используются такие игры как:

«Кто самый ловкий?», «Ловушки», «Дракон кусает свой хвост», «Веретено » и т. д.

       Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.

В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм, цель которых-обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.

    Используются такие игры как:

  « Пара к паре ». Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например, «огурец – овощ, а ромашка… (цветок); телефон – ухо, а телевизор …( глаз ).

        «Сочиним историю» или «Сказка по кругу».

Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили – были …», следующий продолжает и так далее по кругу.

        «Импровизация». Педагог предлагает детям составить рассказ, добавляя начатый им текст, например: «Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там мы …Приехали домой…»

         Игра с мячом. «Скажи наоборот», «Закончи предложение»,

      «Любопытный». Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому – либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто», «Что делает», «Когда?» и т. д. Например, объявлен  звукорежисёр. Возможные ответы рак, рисует, ранним утром.

    Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности.

   Здесь используются проблемные и игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядности, исполнением детьми различных ролей. Известно, что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребёнка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации. Например, игра «Гости» где дети распределяют между собой роли: хозяева дома и гости. Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей, познакомить с родителями и т. д.

    Можно использовать драматизации, разыгрывая сказки «Колобок» и т. д.

    Для развития умения согласовывать действия, подчиняться и руководить другими используются рисуночные игры: «Страна клякс»,

«Моё настроение»,  «Рисуем эмоции пальцами» и т. д.

     Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий.

                         Нарушение поведения у дошкольников

                                                                                                                                                                                                                    Февраль, 2020

Дисциплина - это обучение правильному поведению.

Дисциплина - более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, обозначающего «учить».  Дисциплина предполагает обучение детей правильному поведению. Маленькие дети не могут управлять своим поведением и держать под контролем внутренние побуждения. Они нуждаются в руководстве взрослых.

Дошкольники должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставляют сами себе. Дети считают, что правила - это форма защиты, созданная заботливыми родителями. Даже если они и нарушают одни правила, они учатся уважать другие. Это часть цикла их развития.

Две причины плохого поведения ребёнка.

Чтобы понять, почему использование поощрения даёт хорошие результаты, нужно вначале рассмотреть причины плохого поведения детей. Первая и важнейшая причина состоит в том, что «плохое поведение» необходимо им для того, чтобы сохранять связь со своими внутренними чувствами. Помните: нечувствительным детям наказание было действительно необходимо для того, чтобы обрести связь с чувствами. Современным же детям нужно понимание, структура, направление и ритм. Получая все это, они обретают связь со своими чувствами автоматически. 
Дети выходят из-под контроля, когда не получают то, что им необходимо. 
Если дети не получают то, что им необходимо, они выходят из-под контроля и начинают плохо себя вести. Когда ребёнок получает то, что ему требуется, он слушается взрослых и охотно сотрудничает с ними. У вас может быть самый замечательный и надежный автомобиль, но если вы отпустите руль во время езды, то очень скоро попадете в аварию. Когда взрослые  не контролируют ребёнка, он попадает в аварию. 
Вторая причина плохого поведения – реакция родителей, педагогов  на непослушание. 
Если взрослые  уделяют много внимания именно негативному поведению, то дети и продолжают вести себя негативно. Если же вы станете уделять больше внимания позитивному поведению, то ребёнок будет чаще вести себя позитивно. Наказания приводят к тому, что ребёнок в большей мере сосредоточивается на негативном поведении, а не на позитивном.

Установление правил.

Постоянная дисциплина не означает простого установления правил после того, как ребёнок сделал что-то недозволенное. Она предполагает воспитание у ребёнка чувства ответственности. Правила должны быть изложены чётко и определённо. Например: «Все должны мыть руки пред едой».

Правила надо последовательно проводить в жизнь. Если ребёнок знает, что ему положено руки мыть всегда, он безоговорочно подчиняется. Если он знает, что садиться за стол с чистыми руками можно не всегда, то будет стараться нарушить это правило каждый раз. Он пытается сам решить, в каком случае можно мыть руки, а в каком - необязательно.

Правила нужно объяснять: «Все моют руки перед едой, чтобы в организм не попали микробы». Ребёнок будет следовать правилам сознательно, а не по принуждению.

Правила должны соответствовать уровню развития ребёнка, например, за то, что он рассказывает выдуманную историю (немного воображения полезно) или плохо ведёт себя в магазине (ему трудно приспособиться к необычной обстановке).

Правила должны быть выполнимыми и разумными по количеству. Не все аспекты жизни трёхлетнего ребёнка требуют установления строгих правил. Главное - его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать незначительные, неопасные отклонения в его поведении, например, нытьё и хвастовство. Как только ребёнок поймёт, что таким поведением он не привлечёт ничьего внимания, он прекратит это делать.

Положительные эмоции.

Дети испытывают потребность в объятиях, поцелуях, похвалах и положительном к себе отношении. Они изо всех стараются добиться этого. Малыши нуждаются в постоянном внимании. Они даже могут нарочно плохо себя вести, чтобы только привлечь внимание взрослых. Вывод для взрослых ясен: уделяйте внимание хорошему поведению и игнорируйте нежелательное.

Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательные.

Очень важно часто хвалить ребёнка. Похвала - это способ передачи ему ваших ожиданий. Похвала развивает у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребёнок легче переносит замечания. Он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.

Несколько советов, которые помогут вам при установлении рамок поведения для  ребёнка:
• Прислушивайтесь к ребёнку и старайтесь понять его точку зрения.
Необязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказываете ребёнку, он ощущает себя полноправным и достойным участником события.
• Ребёнок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие. Само собой разумеется, существуют правила, которые могут устанавливать только взрослые.
• Предоставьте ребёнку право выбора. Дайте ему понять, что он волен выбирать из нескольких возможностей.
• Ребёнок имеет право выразить свое мнение и свои чувства относительно тех границ поведения, которые вы ему определяете. Как ни юн ребёнок, его мнение по этому вопросу поможет вам установить эти границы справедливо.
• Необходимо самому верить в справедливость своих требований, объяснить ребёнку их причины и убедиться в том, что он их осознал.
• Не требуйте от ребёнка сразу многого: начинать надо с небольшого набора правил.
• Давайте детям ясные, точные и краткие указания.
• Неоднократно возвращайтесь к этим правилам и инструкциям: ребёнок нуждается в повторении.
• Ребёнку трудно быстро перейти от одного вида деятельности к другому. Если вы чего-то требуете от него, предоставьте ему короткий отдых, небольшую передышку, чтобы он мог переключиться.

Устанавливая для ребёнка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь в его глазах в суровых и чёрствых взрослых — если, конечно, вы делаете это достаточно гибко и справедливо. И даже если дети порой будут возмущаться и противиться вашим требованиям, они примут и оценят по достоинству проявленные вами последовательность и участие. Дети подражают поведению взрослых и учатся таким образом отвечать за свои поступки.
Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Это — основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если вы действительно хотите научить ребёнка, как следует себя вести. 
У ребёнка должно быть чёткое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.

Причины плохого поведения у детей.

Психологи выделили основные подспудные причины  серьезных нарушений поведения детей.
Первая причина - борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого. 
Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний. Ребёнок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. 
Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно своё, а это главное! 
Третья причина - желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. 
В глубине души ребёнок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!» 
Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребёнок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему «всё равно», «и пусть плохой», «и буду плохой».

    Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным. Взрослым нужно обратить внимание на собственные чувства. Если ребёнок борется за внимание - появляется раздражение. Если подоплёка стойкого непослушания - противостояние воле родителя, педагога, то у него возникает гнев. Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у взрослых - обида. При глубинном переживании ребёнком своего неблагополучия взрослый  попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Что же делать дальше? Общий ответ на вопрос - не реагировать привычным образом, т. к. образуется порочный круг. 
Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребёнок убеждается: его усилия достигли цели. И он возобновляет их с новой энергией. Взрослому нужно уяснить, что именно он чувствует и перейти к позиции помощи. Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребёнку положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки. Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребёнка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребёнка - лишь раздражающая вас форма мольбы. Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, её надо исправить. 
Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя, педагога  и разуверившегося в своих силах ребёнка. Нужно перестать требовать «полагающегося»  поведения, «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребёнок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выйти из тупика он не сможет. 
При этом ребёнка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с родителями  и сделать их союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребёнка. Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев) на конструктивные действия. Что важно знать в начале: при первых попытках улучшить взаимоотношения ребёнок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их.

          Развитие любознательности у детей дошкольного возраста                       

                                                                    

                                                                        Март, 2020

Любознательность – внутренний стимул к получению новой информации с целью развития, расширения кругозора. Это повышенный интерес к тому, что может пополнить копилку жизненного опыта и впечатлений человека. Именно поэтому термин «любознательность» ассоциируется в первую очередь с детьми. Ведь кому, как не ребёнку, постоянно необходима информация для перехода на новый уровень развития? Любознательность ребёнка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Временная, периодическая, но систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребёнка на познавательный материал приводит к любознательности. Любознательность позволяет ребёнку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

По определению С.И. Ожегова «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый».

Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребёнка. При наличии познавательного интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

Учёными - педагогами выявлены психолого - педагогические условия, которые обеспечивают развитие достаточно устойчивых познавательных интересов дошкольников:

- создание обогащённой предметно-пространственной среды;

- включение занимательности в содержание занятий;

- создание проблемно-поисковых ситуаций;

- вовлечение в выполнение творческих заданий;

- интеграция разнообразной деятельности;

- организация экспериментирования;

- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Важным условием развития любознательности является широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и формирование активного, заинтересованного отношения к ним. Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребёнка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребёнка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача педагогов обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать приём сравнения предметов. Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать её – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребёнок предложит свой ответ (даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребёнка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребёнок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. Учёные доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых.

Долгое время ребёнок не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребёнок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, даёт о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребёнку. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-летних детей появление представлений - огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребёнка. Что можно использовать для развития познавательного интереса детей этого возраста?

Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания». Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле и т.д.), побуждаете ребёнка задавать вопросы, вопросы - это «выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов). Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать. Хорошо, если Вы предлагаете ребёнку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошёл осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами).

Ребёнок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Как помогать, ребёнку на этом возрастном этапе развивать любознательность? Форма проявления развития любознательности являются детские вопросы. Вопрос - форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть узнать какую-то информацию.

Вместе с тем многие вопросы возникают на почве собственного размышления и интересов ребёнка, когда он пытается сопоставлять, сравнивать и в связи с этим стремится заглянуть за пределы видимого; когда он, например, не довольствуется простым созерцанием живых существ, неба, солнца, звёзд, а хочет знать, откуда они и как произошли.

Таким образом, с помощью вопросов дети стремятся познать то, что им ещё не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.

Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция педагога. Он учит ребёнка видеть и формулировать проблему - ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Педагог должен предоставить ребёнку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Заняв такую позицию, взрослый открывает путь к формированию любознательности. В то же время он должен постоянно побуждать детей «спрашивать». Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать. Мы стараемся убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: «Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы». Поощряем детей, задающих вопросы. Например, Данил спросил: «Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?». Сам же и ответил: « Что молния это искра».

«Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь» и хвалим ребёнка за стремление собственными силами найти ответы на возникающие вопросы: «Мне понравился твой вопрос», «Как он у тебя возник».

На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребёнка, поощрять любые его интеллектуальные решения.

Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления.

Развитие любознательности у детей 5-7 лет.

Для детей 5- 7 лет можно предлагать задание «Небылицы». Например, на рисунке допущены ошибки. Попросите ребёнка их найти и показать вам. Предложить раскрасить смешной рисунок.

 Развивать любознательность у детей дошкольного возраста можно внедрением детского экспериментирования.

Организация игр с водой, песком, глиной, снегом, экспериментирование с магнитом, лупой и пр.; организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.; организация проблемных ситуаций, совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: «Почему?», «Зачем?»,  «Как?»,  «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей.

Развивая любознательность у дошкольников, нужно учесть главное условие: детям должно быть интересно. Я думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.