Голосование
Какая образовательная услуга наиболее актуальна для Вашего ребёнка?
Всего 25 человек

Эстетическое воспитание на музыкальных занятиях

Дата: 17 мая 2019 в 12:15
                                              Эстетическое воспитание на музыкальных занятиях

Важнейшей задачей  музыкально-эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все явления жизни, действительности и музыкального искусства в свете эстетического идеала.

Характер эстетических идеалов ребенка является главным показателем уровня его оценочных музыкально-эстетических представлений, то есть развитости его способностей эстетического и музыкального вкуса.

 Музыкально-эстетическая культура  личности  представляет собой часть общей духовной культуры человека. В ней выражается способность воспринимать и творить мир музыки в соответствии с нормами эстетических отношений, соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.

Уровень музыкальной культуры личности характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы и слагаемые музыкально- эстетической культуры личности возникают также на основе музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.

Большое значение для формирования музыкально-эстетической культуры детей имеет как непосредственная  образовательная деятельность в дощкольном учреждении, так и участие детей на специально организованных занятиях по музыкальному развитию.

Музыка, сочетанием своих выразительных средств, создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, природы, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом, с сюжетом изобразительного материала, с действием под музыку - делает музыкальный образ более конкретным, понятным для каждого ребенка.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства. Делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции, дает возможность размышлять, чувствовать, сопереживать, радоваться и грустить. Музыка дает возможность увидеть и прочувствовать этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенность ее воздействия на человека.

Специфика воздействия музыки на нравственность детей, связана с развитием эмоционально – нравственной отзывчивости на то или иное произведение. Это важное качество личности, необходимое для успешной социализации в обществе. Духовная отзывчивость, формируемая у детей, позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также получать радость и удовлетворение за радость другого.

Эстетическое воспитание детей направлено на решение следующих задач:

- формировать у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;

- развивать понимание красоты природы, способности беречь эту красоту;

- прививать умения и навыки в области доступных детям видов музыкальной         деятельности:      слушание   музыки,     пение,         музыкально-ритмические         движения,  элементарное      музицирование;                                                                                                   

- развивать творческие способности детей, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

- развивать у детей понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт, окружающий мир.

Для организации эстетического воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка не только способна развивать ребенка, но и воспитывать: дисциплинировать, стремиться к совершенству в музыкальном исполнении, которое приносит эмоциональное удовольствие, воспитывает культуру чувств, учит уважительному отношению к другому человеку, повышает самооценку в возможности ребенка реализовать себя, формирует позитивный «Я» - образ в условиях музыкальной деятельности.

Таким образом, музыка способна развивать не только разум, но и облагораживать чувства маленького человека.

Эстетическое отношение к музыке – это отражение ее в сознании ребенка, установление взаимодействий между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребенка с произведениями искусства.

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего - ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни.  Она способна объединить всех в едином переживании, стать средством общения. Музыка – язык чувств, мыслей, эмоций даже для тех, кто не может выразить их в словах, но обязательно отразит свое отношение в действии, в эмоциональном проявлении.

 Музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Еще одна особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщить детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Чтобы музыкальное искусство выполнило эти важные функции, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

Существуют следующие характеристики этапов развития у детей эстетического отношения к музыке.

1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Встречаясь с музыкой в различных жизненных ситуациях, ребенок эмоционально откликается на нее, и на фоне этих переживаний у него зарождается любовь к музыке, интерес, потребность в ней.

2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков, различают структуру музыкального произведения, отмечают выразительность образов. Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

3. Появления творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце, музицировании на инструментах.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуя слух, рождается творческое воображение. Переживание детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.

Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Чередование различных заданий, видов деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: уметь действовать, подчиняться музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать. Кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека, его эстетического воспитания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.