Голосование
Какая образовательная услуга наиболее актуальна для Вашего ребёнка?
Всего 25 человек

Разновозрастная специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи №5 (3-4, 4-5 лет)

Дата: 4 ноября 2015 в 11:23, Обновлено 11 октября в 16:29

Разновозрастная специальная группа

для детей с тяжёлыми нарушениями речи №5

(3-4, 4-5 лет)

Девиз нашей группы!

Наша группа не простая,

Наша группа – речевая.

Колокольчики звенят

Развивают речь ребят!

Режим работы группы:

07.00-17.30

Воспитатели дошкольного образования:

Каско Тамара Филипповна

Острейко Екатерина Александровна

Помощник воспитателя:

Ненартович Тамара Алексеевна

Учитель-дефектолог:

Лях Ольга Зеноновна

Консультация для родителей

«Экологические игры с детьми дома»

        Экологическая культура, экологическое воспитание… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

        Воспитание экологической культуры у дошкольников – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира. Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит их проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мир.

        Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, экологическое воспитание детей должно строиться на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

        Самые первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят родители, порой сами того не подозревая. Прогулки на природе – в парках и скверах, часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, травы, насекомых, словом, всего того, что заинтересовало малыша в данный момент.

        Игры с экологическим содержанием помогут не только познакомить ребенка с окружающим миром, но и сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе. Окажут влияние и на умственное развитие детей, так как во время игр дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание и память, развивается математическое мышление. Обогатиться и словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, научатся описывать их внешний вид.

        Хотелось бы познакомить Вас с различными видами игр экологической направленности, которые вы сможете использовать для развития и воспитания своих детей дома, на даче, на прогулках, в лесу, в транспорте, на пикнике, на пляже.

В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например: «Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и т.д. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того рассматривая карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках.

С детьми можно играть и в словесно-дидактические игры, важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности ребёнка.

        Когда взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться, предложите ему: - Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит взрослый и кладёт в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно - каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, - сладкая. Можно положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и т.д. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.         Можно предложить отгадывать фрукты или овощи на ощупь ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и назвать его. Игра способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и может долго его занимать; её можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и т.д.

        В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Мама с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин. Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасить ожидание ребёнка, она предлагает поиграть. - Хочешь узнать, что я буду покупать?- спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. - Я буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Слушай: растёт в огороде, на грядке, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, тёмно-красная. Что это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать загадки-описания, это будет способствовать развитию его речи. - Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать.         Старайтесь чаще играть с ребёнком в словесные игры - они не требуют особых условий и дополнительного материала. Словесные игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать, они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.

Вот некоторые игры:

 «Когда это бывает?» Взрослый называет природное явление, а ребёнок время года. (Например: - снег идёт …. (зимой) - радуга на небе …. (летом) - прилетают скворцы …. (весной) и т.д.).

«Что третье?» Взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий. (Например: - ворона, голубь (сорока) - солнце, облако (радуга) - цветок, лист (корень) и т.д.).

 «Цепочка» Взрослый называет объект живой или неживой природы, а ребенок называет признаки данного объекта, потом меняются. (Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.).

«Да» или «нет» На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

«Ассоциации» В этой игре загадывается объект природы, животного или растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь, говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучащим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. (Например: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопаркслон).

«Вершки-корешки» Родитель называет или показывает овощи и фрукты, ребенок делает движения руками: если овощ или фрукт растёт на дереве или кустарнике, ребенок поднимает кисти рук вверх, если растёт на земле – кисти рук опускает вниз.

«Четвёртый лишний» Взрослый называет 4 объекта природы, ребёнок должен найти лишний объект и обосновать свой выбор. (Например: заяц, ёж, лиса, шмель; дождь, снег, облако, роса; роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан; корова, волк, овца, кролик; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; ель, берёза, яблоня, осина; лиса, свинья, лось, кабан; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; лес, парк, роща, тайга).

«Береги природу» Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

«Я знаю» Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например: лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птица, рыба, зверь» Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

 «Земля, вода, воздух» Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Летает, плавает, бегает» Родитель называет ребенку объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы. Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.

м

Памятка для родителей

ГРИПП

Грипп, вызываемый постоянно изменяющимся вирусом, протекает как респираторное заболевание, передается от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путем, а также через руки, которыми мы прикрываем нос и рот вовремя чихания и кашля. Большинство людей в мире, инфицированных этим вирусом, переболевают в лёгкой и средне-тяжелой форме, однако были отмечены и тяжелые случаи заболевания с летальным исходом.

Каковы симптомы заболевания? Симптомы гриппа: повышенная температура, кашель, боль в горле, ломота в теле, головная боль, озноб и усталость, изредка - рвота и понос.

Особенности течения гриппа

У взрослых болезнь, как правило, начинается внезапно с резкого повышения температуры, головной боли, мышечных и суставных болей. У детей грипп протекает по-разному: одни становятся вялыми, много спят, другие - беспокойными, раздражительными, температура повышается до 37 - 38 градусов, отмечается затрудненное дыхание. У детей до 5 лет вероятность развития тяжелого заболевания, в том числе пневмонии, выше, чем у детей старшего возраста. Существует тенденция развития более тяжелой степени гриппа у детей с хроническими заболеваниями.

Вирус гриппа заразен! Известно, что больной гриппом может быть заразным, начиная с 1 дня до появления первых симптомов заболевания и до 7 дней после начала заболевания.

Чтобы воспрепятствовать распространению вируса гриппа, необходимо:

- Сделать прививку против гриппа, так как вакцина является наиболее эффективным средством профилактики.

- Проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.

- Регулярно проветривать помещение.

- Научить детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.

- Научить детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей. Научить детей не подходить к больным ближе, чем на полтора - два метра.

- Заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные и образовательные учреждения).

- Воздержаться от посещения мест скопления людей.

Соблюдайте правила борьбы с вирусом гриппа, требуйте выполнения их окружающими. Этим Вы будете содействовать быстрейшей ликвидации вспышки гриппа!

ПОМНИТЕ!

Самое эффективное средство против вируса гриппа - это вакцинация

Консультация для родителей

Безопасность ребенка в быту

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.  

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!

Но если Вам всё-таки пришлось уйти, то сначала:

  • Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.
  • Займите ребенка безопасными играми.
  • Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.
  • Перекройте газовый вентиль на трубе.
  • Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.
  • Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате!

  • Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.
  • Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.
  • Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!

Источники потенциальной опасности для детей

  1. Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:
  • спички;
  • газовые плиты;
  • печка;
  • электрические розетки;
  • включенные электроприборы.
  1. Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться  (зависит от возраста):
  • иголка;
  • ножницы;
  • нож.

3. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:

  • бытовая химия;
  • лекарства;
  • спиртные напитки;
  • сигареты;
  • пищевые кислоты;
  • режуще-колющие инструменты.

        Ребенок должен запомнить:

  • Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься,  добавляй горячую воду постепенно.
  • Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.
  • Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

Уважаемые родители!

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории
Ведь, как известно, вначале было слово…
А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом

дети с тяжелыми нарушениями речи

Да, тяжелые нарушения речи стары, как мир

И подтверждение тому – труды древних греков и римлян, в чьих традициях очень почитались ораторское искусство и изящная словесность

Гиппократ упоминал о большинстве современных форм речевых расстройств: потере голоса и речи, заикании, косноязычии и проч.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Они являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности

А оно, в свою очередь, влияет на психику
При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме
Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве
Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком

Он

Учится произносить звуки
дети с тяжелыми нарушениями речиЗапоминает слова и их формы
Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми
Осознает смысловую наполненность речи

Это в норме
Начинается процесс примерно в 1,5-3 года
К школе, к 7 годам речь уже практически полностью сформирована, а в годы учебы происходит лишь ее совершенствование
К устной речи на уроках подключается письменная
Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет

На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас
При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых
Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий
Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух
Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения
Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией
Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия

Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности

Таким мальчикам и девочкам

сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности

Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его
Особенно это касается вербальной информации

Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал
При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные

Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает
Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно
При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность

Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений

При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость

Как уже было отмечено выше, дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом

Существуют три уровня общего недоразвития речи

  1. На первом уровне у 4-5-летнего ребенка отсутствуют или резко ограничены средства речевого общения
    Его словарный запас – это звукоподражания, которые при произношении нередко сочетаются с активной жестикуляцией
  2. Второй уровень – это когда ребенок все же владеет несколькими словами, но они сильно искажены
    При этом в речи таких детей можно различить несколько грамматических форм
    Мальчики и девочки, относящиеся к этому уровню общего недоразвития речи, сильно отстают в данном аспекте от своих сверстников
  3. На третьем уровне недоразвития ребенок владеет словами и даже речевыми конструкциями, однако все равно не могут свободно общаться
  4. Тяжелые нарушения речи у детей: какие принять меры

    дети с тяжелыми нарушениями речиВ первую очередь, родители такого ребенка должны осознать всю важность формирования полноценной речевой деятельности

    Ведь именно она запускает множество процессов, происходящих в головном мозге, именно на ней строится общение человека с окружающими

    Очень важно как можно раньше выявить все существующие речевые недостатки

    И желательно начать принимать соответствующие меры не позже 5-летнего возраста

    Зачастую основную ответственность по исправлению тяжелых речевых нарушений мамы и папы особенных детей возлагают на педагогов, психологов, дефектологов и логопедов

    Это не совсем верный путь
    Именно родители, в первую очередь, должны обеспечить ребенку комфортные условия для восстановления речевой деятельности
    И мама, и папа, и другие близкие родственники должны активно помогать врачам и педагогам
    Официальная медицина умалчивает об этом, но в большинстве случаев немеханического повреждения органов речи огромную роль может сыграть специальная диета
    Очищение детского организма от токсинов значительно ослабит нагрузку на мозг и улучшит его работу
    Таким образом, основа лечения тяжелых речевых нарушений – это благоприятные условия для развития детского организма, которые включают в себя

    Правильное питание, подобранное индивидуально для конкретного ребенка
    Восполнение дефицита питательных веществ, необходимых растущему организму
    Формирование маленького человечка в экологически безопасной среде – качественные посуда, одежда, игрушки
    Грамотно организованный режим питания и дня – полноценный завтрак, обед и ужин, дневной сон, посильные умственные и физические нагрузки
    Активная социальная жизнь – позитивное общение со сверстниками, походы в кино, в театры, в музеи, семейные поездки и путешествия, походы, пикники
    Регулярные занятия по развитию речи
    Восстановление процессов становления психики

    Но самое главное – теплая, дружественная атмосфера в семье, полное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь
    Очень важно проявлять тактичность по отношению к ребенку, не тыкать в его болезнь, не демонстрировать его отклонение других людям, не осуждать его за это

    Особенности воспитания детей с теми или иными тяжелыми речевыми нарушениями в семье

    Так, например, для заикающегося ребенка обязательным условием восстановления являются сон днем и различные речевые ограничения
    Можно практиковать дома режим молчания и допускать периодическое общение шепотом
    Также специалисты рекомендуют помогать чаду в том случае, если он застопорился при произнесении слова – договаривать за него
    Дети, страдающие сенсорной алалией, должны жить в четко выстроенном речевом и звуковом режиме
    Родители должны позаботиться о том, чтобы их чадо как можно меньше общалось с окружающими, не смотрело телевизор и не слушало радио

    Также эффективной мерой в лечении алалии может стать отсутствие игрушек и картинок, то есть, своеобразный зрительный голод
    Именно на такой эмоционально ровной почве занятия с логопедом дадут наилучшие результаты

    При дизартрии очень важен грамотно выстроенный режим дня – достаточное количество сна и бодрствования

    Им важно развивать моторику, а потому родители могут организовать как можно большей действий для ребенка, которые с ней связаны: захватывание, удерживание в руках и перекладывание предметов

    При этом очень важно отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка
    Таким образом, постепенно у малыша, страдающего дизартрией, будут формироваться необходимые для жизни навыки самообслуживания
    Лечение ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями – это целая комплексная программа, которая должны проводиться регулярно и целенаправленно

    Тогда вас ждет успех, а ребенка – полноценное здоровье

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.