Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем знаний!
Голосование
Какая образовательная услуга наиболее актуальна для Вашего ребёнка?
Всего 30 человек

консультации для родителей

Дата: 10 июля 2020 в 13:42, Обновлено 9 июня в 09:59

  

   Детская ревность

                                                                 Май, 2021

         Каждая семья, где есть маленькие дети, рано или поздно сталкивается с проблемой ревности у ребёнка. Психологи считают — детская ревность возникает из-за недостатка материнского внимания и непонимания малышом, что с ним происходит. Поэтому если решить эти задачи, то проявления деструктивного чувства значительно снизятся.

         Детская ревность: особенности проявления.

В большинстве случаев детская ревность встречается у детей до 5 лет. Они соперничают с младшими братишками и сестрёнками, папой или отчимом, пытаясь привлечь к себе максимум внимания с маминой стороны. И этому есть объяснение.

В 3 года у ребёнка формируется осознание собственного «Я». Он осмысливает свои желания и намерения, обучается осознанно достигать своего. В этом возрасте детская ревность может перерастать в категорию манипуляций. Зачастую маме приятно, когда малыш её ревнует, поэтому она неосознанно подкрепляет эту реакцию ребёнка. А он в свою очередь учится добиваться желаемого, манипулируя материнскими чувствами. Проявления детской ревности обычно сопровождаются такими поступками: капризами, всевозможными прихотями, которые выступают как средство борьбы за внимание мамы; агрессией на второго ребёнка или взрослого, который отбирает материнское внимание; постоянными упреками, что мама его недостаточно любит, а другого любит сильнее; замкнутостью в себе и действиями наперекор родителям; негативной реакцией на похвалу при нём других детей или взрослых. Очень часто детская ревность возникает к младшему ребёнку, папе или отчиму. Рассмотрим более подробно все эти ситуации.

При рождении второго ребёнка Появление младшего члена семьи добавляет маме хлопот. В результате количество времени, ранее уделяемое первенцу, существенно уменьшается. Он часто обвиняет маму в недостатке внимания и любви к нему. Как следствие, у старшего ребёнка развивается чувство отверженности самым родным человеком.

Что делать родителям в такой ситуации: Поймать благоприятный момент. Детскую ревность проще предупредить, чем с ней бороться. Для этого нужно поймать момент, когда ребёнок захочет братика или сестричку. У детей ближе к 4 годам возникает неосознанное желание проявлять заботу о ком-то. Если рождение младшего ребёнка совпадает с данным периодом, тогда вероятность развития ревности существенно уменьшается. Приобщить ребёнка к ожиданию. Желательно заранее подготовить ребёнка к рождению младенца. Объяснить, что в животике растёт и развивается малыш, который скоро появится на свет. И уже с этого времени постепенно прививать заботу о маме и будущем члене семьи. Тогда в семье будет трое единомышленников, которые будут ожидать рождения второго ребёнка. Доверить ребенку взять на руки новорожденного. Этот момент позволяет ощутить старшему ребёнку ответственность за малыша, и прочувствовать особую близость. Если ребёнок ещё слишком мал, можно усадить его на диван, и положить ему младенца на колени. При этом обязательно нужно контролировать процесс и объяснять, как вести себя с новорожденным. Заинтересовать ребёнка в уходе за новорожденным. Очень часто старший ребёнок ревнует маму к малышу потому, что младенцы требуют круглосуточного внимания и опеки. Из-за этого первенец ощущает себя обиженным, ведь родители не могут уделять ему столько времени, как раньше. Ревность к младшему ребёнку можно исключить, если дать понять старшему, что он полноценный член семьи, которому доверяют «взрослые» дела: отнести пелёнки, подать бутылочку, приглянуть за крохой во время сна. Важно прислушиваться к своим детям. И если старшему ребёнку надоедают хлопоты за младшим, тогда необходимо дать ему возможность заняться своими делами: поиграть с игрушками, посмотреть мультфильмы или порисовать. Обязательно общаться с ребёнком наедине. Нужно каждый день находить хотя бы один час, чтобы провести его вдвоём со старшим ребёнком, почитать ему сказку, поиграть или просто поговорить. Сохранять справедливость по отношению к детям. В период взросления детей возникают различные ситуации, при которых они взаимодействуют. Время от времени из детской могут доноситься крики или плач. Чаще всего такие обстоятельства возникают у погодок, которые не могут поделить нужную обоим игрушку, ссорятся по этой причине или даже дерутся. Не стоит сразу же упрекать первенца, потому что он старше. Иногда достаточно переключить внимание малышей на любое другое занятие. А если нужно разобраться в происходящем, то делать это справедливо, чтобы ни в коем случае не обвинить невиновного. Не сравнивать детей друг с другом. Необходимо тщательно избегать обстоятельств, которые предполагают сравнение детей, особенно в большой семье. Каждый ребёнок все время сравнивает себя со сверстниками, а оказаться в чем-то последним в своей семье является для него значительной травмой. Поэтому родители должны всячески воздерживаться от сравнений, сопоставлений, и не оценивать одного ребёнка выше остальных.

К новому мужчине

Так как последнее время статистика разводов постоянно растёт, количество повторных браков тоже увеличивается. И зачастую гармоничные отношения в новой семье не складываются из-за детской ревности к отчиму. И маме, и её новому мужчине важно знать, что делать, чтобы сформировать позитивные взаимоотношения между отчимом и ребёнком: Заложить фундамент дружелюбия и доверия. Необходимо основательно подготовиться к первой встрече ребёнка и нового мужчины, создать особую обстановку, чтобы их знакомство было дружелюбным и доверительным. Спокойные семейные вечера, выезды на природу, походы в зоопарк или на аттракционы помогут справиться с вероятной скованностью. Объяснить ребёнку, для чего маме нужны новые отношения. Для ребёнка чаще всего становится совершенной неожиданностью появление нового мужчины в доме, развивается детская ревность с различными последствиями. Необходимо серьезно и доверительно говорить с ребенком о том, что человек не может быть одинок, и ему обязательно нужна поддержка и опора. Наладить взаимодействие. Чтобы стать главой семьи, новому мужчине понадобится довольно много времени. Проблемы, которые появляются, поможет преодолеть местоимение «мы». Можно привлекать ребёнка к совместным занятиям, помогать ему в решении его детских вопросов. Исключить негативные эмоции. Взаимоотношения отчима и ребёнка — это продолжение его взаимоотношений с матерью. Мужчина должен не забывать, что он находится под присмотром. Ребёнок не должен слышать резких слов, наблюдать суровую мимику или равнодушную реакцию. Принять ребёнка таким, каким он есть. Отношения отчима и ребёнка в основном будут зависеть от отношений матери и ребёнка. Не стоит переделывать и перевоспитывать ребёнка на свой лад. Мать все равно станет на сторону ребёнка, а равновесие в отношениях будет нарушено. Не воевать за любовь ребёнка с его родным отцом. Со временем ребёнок все поймет, так как детское сердце очень чувствительно к чистоте помыслов.

К папе

Многие дети в возрасте 1,5–3 года ревнуют маму к папе. Так дети отстаивают собственное право обладать вниманием мамы. Что делать, если ребёнок не подпускает папу к маме: Ни в коем случае нельзя отвергать ребенка. Лучше предупредить истерику и вовлечь ребёнка в веселую игру с участием всех трех членов семьи. В процессе игры нужно создать условия, которые показывают, что родители любят ребёнка, и в то же время друг друга, и никто никого не обделяет. Ребёнок, введенный в сообщество родителей, чувствует ревность намного слабее и она не столь разрушительна. Также ребёнок лучше ощущает связь с папой, что является важным для развития здоровой личности. Объяснить ребёнку, что папа тоже занимает важное место в семье. Маме следует мягко и ненавязчиво говорить о том, что она одинаково любит и ребёнка, и папу, и принадлежит им обоим. Обниматься вместе с ребёнком. Нельзя, чтобы папа проявлял холодность к маме, только потому, что ребёнок ревнует. Поэтому к объятиям родителей можно привлекать и малыша. Это предупредит возможную агрессию. Один день в неделю нужно отдать папе. Чтобы папа вдвоём с ребёнком сходил в парк, цирк, на аттракционы. Пусть отец покормит малыша, уложит спать. Это способствует уменьшению духа соперничества и зарождению взаимодействия. У отца и ребёнка возникают общие интересы, совместные воспоминания и темы для разговоров. Как реагировать? Большинство родителей совершенно не готовы к любым проявлениям детской ревности, несмотря на это они должны осознавать, что все ощущения продиктованы человеку природой. В связи с этим невозможно исключить возникшие эмоции, которые иногда нельзя объяснить или проконтролировать. Детская ревность – это одно из таких здравых и естественных чувств, поэтому бояться её не нужно. Проявления ревности у ребёнка обусловливаются тем, что мама для него самый главный человек на определенном жизненном этапе. И бурно реагировать на них не стоит, так как родители могут только усугубить проблему.

Самое главное — это научиться правильно реагировать на выражение детской ревности, недопустимо ее игнорировать и запрещать. Ребёнка одолевает ураган непонятных и неконтролируемых чувств. Поэтому целью родителей должно быть обучение малыша осознавать собственные чувства, не ощущать из-за них неловкость и стыд, и в дальнейшем направить их в позитивное русло. Помочь в этом может доверительная беседа, во время которой необходимо: попытаться объяснить малышу, что и почему он чувствует; успокоить ребенка, сказать, что это совершенно естественно, и оно само пройдет; обязательно убедить ребёнка  в том, что мама его любит очень сильно, и всегда будет любить. При правильном подходе ребёнок со временем сможет управлять собственной ревностью и принять всех остальных членов семьи.

Самое главное — это научиться правильно реагировать на выражение детской ревности, недопустимо ее игнорировать и запрещать. Ребенка одолевает ураган непонятных и неконтролируемых чувств. Поэтому целью родителей должно быть обучение ребёнка осознавать собственные чувства, не ощущать из-за них неловкость и стыд, и в дальнейшем направить их в позитивное русло. Помочь в этом может доверительная беседа, во время которой необходимо: попытаться объяснить малышу, что и почему он чувствует; успокоить ребёнка, сказать, что это совершенно естественно, и оно само пройдет; обязательно убедить малыша в том, что мама его любит очень сильно, и всегда будет любить. При правильном подходе ребенок со временем сможет управлять собственной ревностью и принять всех остальных членов семьи.

По мнению специалистов, бороться с ревностью нет смысла, потому как задание это невыполнимое. Однако уменьшить серьезные последствия этого деструктивного чувства является главной целью родителей.

Осуществить эту задачу помогут следующие практические советы: В первую очередь необходимо понять, что детская ревность является обязательной составляющей внутреннего мира ребенка. Поэтому нельзя ругать или упрекать малыша за проявленные чувства, тем более что они возникли из-за любви к маме. Вместо этого нужно постараться разрядить обстановку – обнять, улыбнуться, приголубить, сказать ребёнку о своей любви к нему. Проявления любви.

Психологами доказано, что для комфортного душевного самочувствия ребенку кроме поцелуев утром и перед сном, нужно получать минимум восемь объятий в течение дня. При недостатке материнской любви ребёнок будет добиваться её всеми возможными способами. Он непременно отследит, сколько внимания уделено младшему брату или сестре, будет ревновать маму к друзьям, увлечениям и работе. Необходимо оставить тот жизненный уклад, который присутствовал у ребенка до появления нового члена семьи. Однако нужно придерживаться золотой середины. Иногда родители пытаются задобрить ревность ребёнка подарками и позволением делать то, что раньше не разрешалось. Такое поведение не спасет от детской ревности, но даст возможность ребёнку манипулировать родителями. Нужно всячески содействовать сближению членов семьи между собой. Продумывать общие дела и совместный отдых. Следует приучать ребёнка говорить о своих эмоциях. Очень часто детская ревность становится скрытой. Необходимо договориться, что, если ребёнок почувствует какое-то недовольство или несправедливость, то должен сообщить о своих опасениях. Правда, большинство детей не осмеливаются начать подобный разговор, для этого им нужно помочь. Обычно применяется метод бесед – задаются вопросы и постепенно выясняется, все ли хорошо у ребёнка, о чём он переживает в данное время и не скрывает ли внутренней обиды. Сказкотерапия  Этот метод помогает ненавязчиво объяснить ребёнку, что с ним в действительности происходит, и нужно ли развивать внутри себя такое чувство. Вдобавок сказка помогает найти общий язык между взрослым и ребёнком. Так как чаще всего они разговаривают на разных языках, притом проблемы с общением отмечаются именно у взрослого. Сказкотерапия более эффективна, чем обычные беседы. Сказочные герои, аналогии, метафоры и символы помогают раскрыться ребенку, понять взрослому, что происходит в детской душе. Желательно, чтобы с ребёнком и родителями работал психолог или психотерапевт. Именно он сможет подобрать такую сказку, которая лучше всего воспроизведет ситуацию, и сформировать вопросы, способствующие решению проблемы. Важно понимать, что ревность является этапом нормального возрастного формирования личности. Преодолеть детскую ревность нельзя, её можно только уменьшить, проявляя свою любовь и заботу. Слова любви к ребёнку важно подтверждать на деле, и не разграничивать старших и младших. Также большое значение имеют совместные занятия и времяпрепровождение. Чем больше дел будет сделано всей семьей вместе, тем сплоченнее и крепче она будет.

   Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

                                                                                  Апрель,   2021

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребёнок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребёнка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с реб
ёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребёнка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребёнка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребёнка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребёнка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребёнка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

В первые 5 лет у человека формируется самое важное - структура личности. В этот период ребёнок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности.

Опыт взаимоотношений с ними служит для ребёнка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребёнка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Поскольку взрослый начинает общаться с ребёнком, когда тот ещё не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и тёплые взаимоотношения матери и ребёнка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребёнка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми реб
ёнок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребёнка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребёнка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у реб
ёнка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестёр. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребёнке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребёнку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребёнка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребёнку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребёнке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребёнка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счёт подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребёнка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для реб
ёнка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т.д.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребёнок понимает: он ещё многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребёнок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребёнок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребёнок учится высказывать своё мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребёнок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

                                      Советы родителям

1.Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
2.Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
3.По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
4.Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
5. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
6. Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.
7.Всячески пытайтесь поддерживать ребёнка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

                      Психологические особенности детей

               с расстройствами аутистического  спектра

                                                                    Апрель, 2021

      Психологические особенности, свойственные детям с аутизмом, проявляются в следующих сферах: поведение, эмоционально волевая сфера, познавательная сфера, деятельность.

Многочисленные нарушения аффективной сферы влекут за собой серьезные поведенческие проблемы. Поведение детей с аутизмом крайне своеобразно. Им свойственны тревожность, стереотипность поведения, страхи, погруженность в себя. Эти состояния могут сочетаться с повышенной возбудимостью, расторможенностью; агрессией и самоагрессией; с негативной реакцией на любые изменения привычного образа жизни, в том числе на изменения пищи, одежды, маршрута прогулок. При этом ребёнок не жалуется, не обращается за помощью к близким, а напротив, ещё больше отгораживается от каких-либо контактов, прибегает к аутостимуляциям для устранения возникшего дискомфорта. Дети с аутизмом испытывают страх перед любыми изменениями в привычном для них образе жизни. Они могут быть непонятны окружающим.

Испытывая страх, зачастую не могут объяснить, что именно их пугает. Таких детей могут пугать объекты, издающие резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с тактильной сверхчувствительностью.

      Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребёнка, выражающийся в отказе ребёнка выполнять какие-либо действия совместно со взрослым, уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией. В тех случаях, когда взрослые предъявляют к ребёнку завышенные требования, у него возникает страх взаимодействия, разрушаются существующие формы общения. Мощным средством защиты от травмирующих впечатлений является аутостимуляция. Нужные впечатления достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они способствуют сглаживанию неприятных впечатлений, идущих из внешнего мира. В угрожающей ситуации интенсивность аутостимуляций нарастает, она бывает настолько интенсивной, что может причинить физическую боль самому ребёнку.

       Острота поведенческих проблем варьируется в зависимости от степени выраженности аутизма. Это наиболее точно отражено в созданной О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг клинико-психологической классификации раннего детского аутизма, в которой выделены 4 группы детей. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.

        У детей первой группы отмечается отрешенность от внешней среды, у второй – её отвержение, у третьей – её замещение, у четвертой – сверх тормозимость ребёнка его средой.

        Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.

Крайне своеобразным поведением отличаются дети первой группы. Они не проявляют даже малейшей инициативы в освоении окружающего мира и избегают каких-либо контактов с ним. Установить зрительный контакт с таким ребёнком практически невозможно, его взгляд постоянно ускользает. Как отмечают авторы, своё время дети проводят, бесцельно передвигаясь по комнате, лазая и карабкаясь по мебели, стоя перед окном, рассматривая движение за ним. При попытке взрослых вмешаться, остановить, удержать ребёнка, добиться его внимания, может возникнуть дискомфорт, и, как реакция на него, – крик, агрессия и самоагрессия. Дети не фиксируют взгляд и не рассматривают ничего целенаправленно. Поведение детей первой группы является полевым и крайне монотонным. Ребёнок двигается от предмета к предмету пассивно, будто притягиваясь то одним, то другим объектом без какой-либо цели и совершая различные действия, абсолютно не связанные между собой. Создаётся впечатление, что не ребёнок обращает внимание на предмет, а предмет влечёт его своей фактурой, цветом или звуком; не ребёнок выбирает направление, в котором ему необходимо двигаться, а пространственная организация объектов заставляет ребёнка передвигаться в определенном направлении. В большинстве случаев поведение такого ребёнка легко предсказуемо, оно определяется не столько самими предметами и их свойствами, сколько их взаимным расположением в пространстве. Даже если предмет привлек внимание ребёнка, моментально наступает пресыщение, и поэтому любые, даже самые кратковременные манипуляции отсутствуют. Для детей первой группы важно сохранение привычного уклада жизни, но они в наименьшей степени проявляют сопротивление его изменениям. Наибольший дискомфорт они испытывают при попытках взрослого изменить и направить их поведение. В таких ситуациях часто возникает агрессия и даже самоагрессия, которая может быть ярко выражена.

       Установление эмоционального контакта с близкими у детей первой группы нарушено, однако они испытывают привязанность к родным и страдают от разлуки с ними. Они могут выразить просьбу, положив руку близкого взрослого на интересующий предмет, и это чаще всего является единственным способом выражения контакта с окружающим миром.

        Поведенческие проблемы детей второй группы менее выражены и проявляются уже не как отрешенность от окружающего мира, а как стремление избежать контактов с ним. Характерной особенностью поведения детей этой группы является строгое соблюдение привычных для них условий жизни, включающих и окружающую обстановку, и привычные действия, и распорядок дня, и способы контакта с близкими людьми. Детям свойственна особая избирательность в одежде, пище, привязанность к определенным предметам, занятиям, многочисленные требования и запреты, а также строго фиксированные маршруты прогулок. Невыполнение этих требований взрослыми или попытки внести в них какие-либо изменения приводят к срыву в поведении ребёнка. Особо остро эти проблемы проявляются в незнакомой ребёнку обстановке и в присутствии незнакомых людей.

Дети второй группы в большей степени подвержены возникновению страхов, которые впоследствии прочно фиксируются ребёнком. Сильный страх вызывает возможность малейших изменений в сложившемся жизненном стереотипе или возникновение неприятных сенсорных ощущений при ярком свете, резком звуке и др. Все это делает поведение ребёнка крайне своеобразным: наличие многочисленных страхов препятствует проявлению активности ребёнка. Случайно встретив взгляд другого человека, такой ребёнок может отвернуться, закричать или закрыть лицо руками. Он стремится уйти от контакта с окружающим миром, избегая тем самым неприятных ощущений и связанного с ними дискомфорта.

Ребёнок постоянно находится в рамках строго соблюдаемого жизненного стереотипа, от которого зависит его поведение. Близкого человека такие дети воспринимают как обязательное условие своей жизни. Они заставляют взрослого действовать только строго определенным способом, не отпускают его от себя, при этом испытывая постоянное чувство тревоги.

       Важнейшей особенностью поведения детей третьей группы является конфликтность. Дети не способны уступить другому человеку или учесть его интересы, его точку зрения, и это крайне затрудняет общение с ними. Близкие отмечают, что ребёнок стремится всё делать назло. Он увлечён одними и теми же занятиями – долгое время ребёнок может рисовать или проигрывать один и тот же сюжет, говорить на одну и ту же тему. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. Такие дети способны поставить цель и разработать определенную программу воздействия на среду и людей, но проблема в том, что эта программа не учитывает постоянно изменяющиеся условия внешнего мира.

Если ребёнку не удается определенным образом воздействовать на окружающих, это может привести к срыву в его поведении, к яркому проявлению негативизма. Такие дети часто смотрят в лицо того, с кем общаются, но в действительности их взгляд направлен «сквозь» человека. Семейное окружение является опорой для сохранения стабильности, но отношения с близкими складываются, как правило, очень трудно: ребёнок стремится постоянно доминировать, не учитывая при этом интересы других людей.

         В поведении детей четвертой группы отмечается скованность, нерешительность, что препятствует установлению контактов с окружающими. Они способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт с ним носит прерывистый характер. Детям также свойственна чувствительность к перемене обстановки, отсутствует гибкость в поведении, но они стремятся действовать так, как их учат близкие взрослые. Все свои отношения с миром такие дети строят через взрослого человека. Среди всех аутичных детей только дети этой группы пытаются вступить в диалог с миром и людьми, но имеют значительные трудности в его организации.

Несмотря на выраженное разнообразие в психических и поведенческих проявлениях, дети с расстройствами аутистического спектра имеют общие особенности, характерные для эмоционально-волевой и познавательной сферы, межличностных отношений и личности в целом.

Особенности эмоционально-волевой сферы проявляются у детей с аутизмом вскоре после рождения. Данная сфера неразрывно связана с ранним аффективным развитием ребёнка, нарушение которого отмечается у всех детей с аутизмом. Нарушение эмоциональной сферы проявляется в отсутствии важной системы взаимодействия с окружающими – комплекса оживления. Ребёнок не фиксирует взгляд на лице человека, не проявляет положительных эмоций в виде смеха, речевой и двигательной активности в ответ на проявление внимания со стороны близкого взрослого. Для аутичных детей характерно отсутствие социально эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей. Часто дети с аутизмом проявляют эмоции, противоположные эмоциям окружающих. В период стресса дети не ищут поддержки со стороны окружающих и не принимают ее. Эмоции детей с аутизмом недифференцированны. Американские исследователи отмечают нарушение процессов ментализации – понимания психических состояний других людей, позволяющего прогнозировать и учитывать их намерения, мысли, состояния.

В отношении самосознания детей с ранним детским аутизмом отмечается, что в тяжелых случаях страдает наиболее ранний уровень самосознания – представление о своем физическом «я». Здесь можно вспомнить о том, что З. Фрейд рассматривал развитие образа физического «я» как основу становления субъектности индивида. Кроме того, указывается на недоразвитие в речи детей-аутистов координаты «я» – ядра временно-пространственной системы языка. В частности, это проявляется в том, что дети начинают говорить от первого лица (употреблять местоимение «я» многие дети начинают лишь к 6–8 годам). Слово «я» может, однако, произноситься в эхолалической речи. Эти данные свидетельствуют о недоразвитии субъектности индивида, страдающего аутизмом, о его трудностях самостоятельно осуществлять построение собственной деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Подобное глубокое недоразвитие самосознания делает аутичного ребёнка зависимым от окружающего «поля». Поведение и побуждения ребёнка определяются положительными или отрицательными «валентностями» предметов. М. К. Бардышевская и В. В. Лебединский отмечают, что это делает детей с РАС особо чувствительными к структуре «поля», усиливает стремление к обязательному завершению действия, зависимость от постоянства окружающей среды. Игнорирование взрослыми этих особенностей поведения ребёнка при малейшем изменении окружения приводит к явлениям фрустрации.

        Специфические нарушения движений и поведения проявляются в стереотипиях, персеверациях, плохой переносимости внешних изменений (в обстановке, продуктах питания, одежде и т. п.), тенденции к установлению жесткого порядка и ритуалов. У детей наблюдаются крайне узкий спектр интересов, стереотипные действия (выкладывание предметов в линию, однообразные покачивания, махание руками) и ритуалы (ставить одну и ту же мелодию каждый день после определенных действий, ходить по одному и тому же маршруту). Отмечается особая привязанность к необычным предметам, озабоченность датами, маршрутами или расписаниями. Распространены нарушения сна или приёма пищи. Дети могут совершать действия, приводящие к самоповреждению.

Отмечается болезненная гиперестезия к обычным раздражителям. Помимо искажения психического развития, наблюдается выраженная эмоциональная незрелость детей. Поэтому необходимо помнить следующее:

– ребёнок с аутизмом легко пресыщается даже приятными впечатлениями;

– он часто действительно не может подождать, ему надо получить значимый результат как можно быстрее, поэтому ему надо дать понять, что результат совместной работы зависит и от его участия;

– аутичному ребёнку нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен;

– восприятие информации у ребёнка спонтанно, непроизвольно, при этом усвоение происходит очень избирательно;

– аутичному ребёнку нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию, поэтому характерны отсроченные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие с окружающим;

– интерес аутичного ребёнка направлен в основном на мир предметов;

– аутичные дети имеют тенденцию к использованию периферического зрения.

Часто для детей с аутизмом характерен очень широкий спектр нарушений развития зрительной когнитивной функции. Это могут быть и проблемы общего характера (трудности произвольного управления взором, что объясняет нарушение плавного отслеживания, недостаточное время зрительной фиксации и проблемы рефиксации; узость и нестабильность полей зрительного внимания, трудности координации периферического и центрального полей зрения при движении; низкая синхронность «глаз – рука»: часто дети с РАС зрительно могут контролировать только движение кисти к цели, но не могут контролировать движение всей руки).

      Аутичные дети испытывают трудности различения простых плоскостных форм; трудности цветового различения; трудности восприятия объёма предметов небольшой величины. В своём восприятии ребёнок ориентируется на ограниченный набор зрительных признаков объекта. Поэтому работая с такими детьми необходимо тренировать их в различении зрительных характеристик.           Зрение аутичных детей отличается повышенной чувствительностью к свету. Яркий искусственный свет может быть для них раздражающим, так как производит блики (по этой причине они иногда смотрят на предметы из уголков глаз) и вызывает дополнительную нагрузку на глаза. Кроме того, некоторые аутичные дети страдают от эпилепсии, а определенные вспышки света, блики могут вызвать у них эпилептический припадок.

      Слух у аутичных детей также имеет свои особенности. Наблюдается повышенная чувствительность к фоновым шумам. Дети не могут их «отключить», и окружающая атмосфера превращается для них в хаос.

Осязание аутичного ребёнка характеризуется тем, что у многих детей через нервы проходят измененные сигналы. По этой причине не стоит ожидать, что общение с аутистом будет происходить посредством прикосновения.

Обоняние аутичного ребёнка характеризуется гораздо большей восприимчивостью к различным запахам, чем у обычных людей. Список запахов, вызывающих дискомфорт, довольно обширный и индивидуален в каждом конкретном случае. Чаще это различные духи, шампуни, продукты питания и др.

Вкус является очень мощным чувством у аутичных детей. Вкусовые ощущения у них усиливаются в несколько раз. Это надо принимать во внимание, если будут использоваться в работе вкусовые стимулы.

Болезненная гиперестезия и эмоциональный дискомфорт приводят к повышенной боязливости, легкости возникновения страхов у детей с аутизмом. У них часто отмечаются страхи, вызываемые самыми обычными предметами (шум бытовых приборов, воды, ветра), которые могут сохраняться годами. Аутистические страхи связаны с искаженным восприятием окружающего мира, который воспринимается на основании отдельных аффективно значимых признаков, а не целостно. Предметы воспринимаются по своим аффективным признакам – как приятные или неприятные. Стойкие страхи способствуют эмоционально отрицательному представлению об окружающем мире, препятствуют формированию его устойчивости и тем самым вторично усиливают страх перед ним. Чтобы справиться со страхом, ребёнок использует различные защитные действия и движения, носящие характер ритуалов. Детям данной категории присуще стремление поддерживать и сохранять неизменность окружающей обстановки. Ребёнок может отреагировать бурным и непонятным для других людей возбуждением в ответ на незначительные изменения в окружающей обстановке. Такой выраженный страх изменений сильно затрудняет адаптацию к новым условиям (еде, одежде, обстановке, маршрутам прогулок и т. д.). К этому примыкает непереносимость взгляда в глаза – живое человеческое лицо оказывается для аутичного ребёнка до болезненности сильным раздражителем.

Кроме того, среди детей с аутизмом распространены самостимулирующие действия, отличающиеся особой навязчивостью. Выделяют следующие формы самостимулирующих действий:

– визуальная (постоянно моргает, шевелит пальцами перед глазами);

– слуховая (щелкает пальцами, издает голосовые звуки, вертит предмет на столе);

– тактильная (скребет или трет кожу руками или каким-либо предметом);

– вестибулярная (раскачивания);

– вкусовая (засовывает части тела или предметы в рот, лижет их);

– обонятельная (нюхает различные предметы или обнюхивает людей).

    У подавляющего большинства детей с аутизмом имеются нарушения моторики, различающиеся по характеру и степени выраженности: тики, тремор, кататония, застывание в одной позе, вычурные жесты. Типичным является ограниченный репертуар движений, повторяемых бесконечно без всякой видимой цели.

Практически у всех детей с аутизмом имеется специфика интеллектуального развития. Отмечаются нарушения целенаправленности и пресыщаемость интеллектуальной деятельности, вычурность мышления. Вероятно, они обусловлены отклонениями в развитии знаково-символического опосредствования, что выражается в оторванности знаково-символической деятельности от чувственного познания. В результате страдает целостность восприятия, а непосредственный чувственный опыт начинает определять и направлять сознание и поведение ребёнка.

Познавательные процессы детей с аутизмом очень своеобразны. В развитии мышления отмечаются серьезные трудности целенаправленного разрешения задач, возникающих в реальной жизни. Детям свойственны трудности символизации, переноса действий из одной ситуации в другую, что связано с нарушением способности к обобщению и абстрагированию. Такому ребёнку сложно понять развитие ситуации во времени, разграничить в последовательности событий причины и следствия. Исследователи отмечают трудности в понимании логики другого человека, в учёте его намерений и мнения. В развитии восприятия такого ребёнка можно отметить нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины реального предметного мира и вычленение отдельных, аффективно значимых, сенсорных ощущений или ощущений собственного тела. Внимание ребёнка с аутизмом непроизвольно, его практически невозможно привлечь.

В поле внимания ребёнка попадают только те предметы и явления, которые являются привлекательными для него. В памяти ребёнка информация усваивается целыми блоками. Воспринятые блоки информации не перерабатываются ребёнком и используются в неизменной воспринятой извне форме. Следует отметить, что в некоторых случаях отдельная функция может быть очень развитой, например ребёнок может уже в раннем возрасте проявлять увлечение классической музыкой.

        Деятельность ребёнка с аутизмом носит выраженный стереотипный характер. Ребёнок может в течение нескольких лет рисовать и проигрывать один и тот же сюжет. При этом в сюжетах чаще всего отражаются негативные впечатления детей, в рисунках они изображают только отрицательных персонажей. К тому же бедность воображения препятствует воплощению каких-либо новых идей в деятельности. Манипуляции с предметами однотипны. Как правило, ребёнок манипулирует неигровыми предметами. Особую трудность представляет овладение произвольной деятельностью с определенной целью. Детям трудно отвлечься от непосредственных впечатлений, от сенсорно привлекательных предметов, поэтому учебная деятельность вызывает большие затруднения, отмечается пассивность и невнимательность ребёнка на занятии.

       Рассмотрев психологические особенности детей с аутизмом, следует отметить, что своеобразие в поведении ребёнка, в контактах с окружающими проявляется уже в младенческом возрасте.

       Отсутствие необходимого контакта препятствует усвоению ребёнком первичных стереотипов поведения и деятельности. У ребёнка с аутизмом нарушено развитие механизмов взаимодействия с миром.

                

                10 Золотых правила работы с аутичными детьми 

1. Принимать ребёнка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребёнка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребёнка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребёнок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).

10. Избегать переутомления ребёнка.

 Ваш ребёнок идёт в школу

                                                                   Апрель, 2021

        Вот уже через несколько  месяцев  ваш ребёнок пойдёт в первый класс. Перед родителями встают вопросы: Как подготовить ребёнка к школе?

На что нужно обратить внимание, чтобы переход из дошкольного учреждения в школу был менее болезненным?

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребёнка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению.

      Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребёнка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

       Нравственная готовность: умение строить отношения со взрослыми;

 умение общаться со сверстниками; вежливость, сдержанность, послушание.

отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Нельзя сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребёнка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

      Психологическая готовность - это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний; умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых); это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

     Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом слово - картинка либо слово - ситуация).

      Мыслительная готовность:

     Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребёнка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

 Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

   Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребёнка это пересказ. После чтения задайте ребёнку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

   Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребёнок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего    от… и т.д.

 Важен не объём знаний ребёнка, а качество знаний

 Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

  Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

  Чем больше ребёнок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в неё включиться.

   Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

  Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

   Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

   Будущий первоклассник  должен  знать: своё имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

   Будущий первоклассник  также должен  уметь: пересчитывать группы предметов в пределах 10,  увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов,  сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно,  объединять предметы в группы( мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.),  находить в группе предметов лишний,  высказывать своё мнение, построив законченное предложение, культурно общаться с другими детьми, слушать старших и выполнять их распоряжения.

        Будущий первоклассник  также должен иметь элементарные представления об окружающем мире( о профессиях, о предметах живой и неживой природы), о правилах поведения в общественных местах, пространственные представления( право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).

   

         Рекомендации  родителям будущих первоклассников

         1.Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего ребёнка. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими.  Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

          2.Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребёнок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

           3.У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе. Чередуйте  занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Запомните:

    При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

    Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

    Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

   Развитие внимания у дошкольников         

                                                                                                                           Февраль, 2021

«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты думаешь?!» - как часто мы говорим подобное своим детям. Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, считаем их рассеянными. Но

давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен,  только его внимание направлено на более значимые для него, а не для нас вещи.

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней. У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребёнок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность. Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребёнка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребёнок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь

у ребёнка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное  внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребёнком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие,

показывая необходимость такого внимания. Если ребёнок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не

требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в после произвольное. Здесь сочетаются признаки  непроизвольного и произвольного видов внимания. Большинство родителей, в семье которых есть дошкольники, слышали фразу: Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо

подготовлен. Но далеко не все задумываются о том, что значит готов к  школе и очень многие, заблуждаясь, начинают готовить своего ребёнка,  заставляя его учиться читать, считать и писать. Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении -

если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе. Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое,  произвольное внимание. Произвольное внимание малыша двух - двух с половиной лет составляет не

более трёх минут. Это то время, на которое ребёнок может сосредоточиться в этом возрасте. К дошкольному возрасту объём произвольного внимания  возрастает, в среднем, до двадцати минут. В норме, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать  взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно. Но как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен?

Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что же делать, если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться. Существует много игр, упражнений, которые помогут развить внимание. Попробуйте, начните, и результат не заставит себя ждать!

               

    "С детства жить в труде"

                             январь 2021

              Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребёнка или окружающих его людей.

Труд увлекает ребёнка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

       В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребёнок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъём, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

      Процесс игры побуждает ребёнка осуществлять трудовые действия, например купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребёнка, что он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребёнок расставляет розетки с гуашью, пользуясь подносом. Расставив их на столы, ребёнок превращает поднос в руль и, изображая шофёра, «едет» за другой партией розеток. Или становится рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: он разговаривает с Ними, изображая доктора Айболита, производит нужные действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.

       С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку, закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку, сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т. д. В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать отличие работы от игры. Таким образом, на протяжении дошкольного детства взаимосвязь игры и труда проявляется:

- в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;

- в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;

- во включении игровых действий в трудовой процесс;

- в ролевом поведении ребёнка, создающего образ труженика.

Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

         В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание - формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

         Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

           Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

           Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребёнка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.).

          Так, начиная с раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приёма пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят живых обитателей.

         Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу. Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат начатки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

       Уход за животными и растениями родители должны выполнять в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание помогать ему. Важно формировать у детей желание заботиться о животных и растительном мире.

         В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематическом контроле за действиями детей. В этом возрасте у ребёнка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

        Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей, основной формой являются различные поручения. Дети выполняют не только отдельные трудовые действия (вытираю кубик), но учатся выполнять целые трудовые процессы (намочить тряпочку, протереть кубики, выполоскать тряпочку, высушить, убрать на место).

        В природе дети участвуют в посильном труде по уходу за живыми обитателями, ответственно относятся к трудовым поручениям на дачном участке.

       Во время занятий ручным трудом дети осваивают простейшие навыки изготовления поделок из бумаги и природного материала.

       У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на то, чтобы трудовыми навыками ребёнок пользовался осознанно (понимал необходимость чистить зубы, пользоваться носовым платком, полоскать рот после еды и пр.). Дети уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и комнате в целом. Детей приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду и обувь. В детях воспитывают чуткость, доброту, отзывчивость, умение приходить на помощь младшим и старшим членам семьи.

       Со старшей группы расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей. Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективной семейной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее проведения, быть аккуратными во время работы, не мешать работать другим членам семьи, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру.

Важно помнить, что ребёнок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребёнка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие.

        

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.