Голосование
Какая образовательная услуга наиболее актуальна для Вашего ребёнка?
Всего 25 человек

Консультации для воспитателей дошкольного образования

Дата: 1 октября в 11:39, Обновлено 15 октября в 15:40

«Применение визуально-ритмических рядов с использованием природного материала при нарушении слоговой структуры слов у детей с тяжелыми нарушениями речи».

«Использование пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики    для развития связной речи детей»

УЧЁНЫЕ  пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда. Когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что когда ребёнок производить ритмические движения пальцев, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть речевые области формируют под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод:  ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и руки. Значит, систематические упражнения по тренировке движений  пальцев являются мощным средством повышения рабоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Обычно ребёнок. Имеющий высокий уровень развития мелкой моторки, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Уже в первый месяц младенец оживляется, когда видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулянием. В 3-4 месяца у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6-месячному возрасту ребёнок начинает произносить слоги – лепечет, а к 10 месяцам – повторяет не только отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.

Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «Вкус».

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмысливать информацию, получаемую из окружающего мира.

В результате к году ребёнок накопит пассивный словарь – слова, которые он не может ещё говорить сам, но понимает, когда их  произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

Когда малыш накопит богатые впечатления и, соответственно, собственный словарь, тогда и придёт долгожданный момент – ребёнок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки. Но хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками. Об этом и поговорим в данной статье.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

I группа. Упражнения для кистей рук:

  • Развивают подражательную способность;
  • Учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • Учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

  • Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • Развивают точную координацию движений;
  • Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или каким-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении  игр необходимо соблюдать следующие правила:

  • Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы
  • Игровые задания должны постепенно усложняться.
  • Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть
  • Никогда не начинайте игру, если Вы сами утомлены или если ребенок себя неважно чувствует.
  • Недопустимо переутомление ребенка в игре

          Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

               Традиционные:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
  • Кукольные театры: варежковый, перчаточный, теней;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»
  • Самомассаж кистей пальцев рук с грецкими орехами, карандашами. Массажными щётками;
  • Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала; бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

  • Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:
  1. «Массаж подушечек пальцев рук»
  2. «Массаж фаланг пальцев»
  3. «Массаж прижимающий»
  4. «Упражнение с мячом-ёжиком»
  5. «Упражнения с прищепками»
  6. «Самомассаж горохом»
  7. «Горох и фасоль»
  8. «Колечки»
  9. «Гладь мои ладошки, ёж»
  • Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
  1. «Цепочки»
  2. «Поочередное соединение всех пальцев»
  3. «Ножки»
  4. «Соединение одноименных пальцев»
  5. «Пианист»
  6. «Пальчики кивают»
  7. «Горошки»
  8. «Упражнение с пробками»
  9. «Упражнения со счетными палочками»
  10. «Пальцеход»
  11. «Колодец»
  • Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
  1. «Ладонь – кулак»
  2. «Поочередное соединение всех пальцев»
  3. «Ножки»
  • Упражнения с различными предметами (которые почти всегда есть в обиходе)
  1. «Упражнение с мячом-ёжиком»;
  2. «Упражнение с прищепками»;
  3. Упражнение с экспандером»;
  4. «Упражнение со стопором»;
  5. «Упражнение с пробками»;
  6. «Узловка»;
  7. «Упражнение с чётками»;
  8. «Упражнение с бусами»;
  9. «Упражнение со счётными палочками»;
  10. «Пальцеход»;
  11. «Комканье платка»;
  12. «Колодец»;
  13. «Горох и фасоль»;
  14. «Все узлы переберу»;
  15. «Мне дала синичка хрупкое яичко»;
    1. «Волшебные орешки»;
    2. «Будь сильней, моя рука»;
  16. Гимнастика для пальцев;
    1. Щелчки»
    2. «Потягивание за кончики пальцев»
  17. Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Упражнения без предметов можно выполнять где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребенка).

Стихи, сопровождающие упражнения с пальчика­ми, — это та основа, на которой формируется и совер­шенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при по­мощи пальцев. Они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмо­циональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и вместе с тем разви­вать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатле­ния, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрос­лым и ребенком.

Персонажи и образы пальчиковых игр — паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик — нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия «выше» и «ниже», «сверху» и «снизу», «право» и «лево». Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает паль­цы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности в себе.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите по­ложение пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребёнок действует неправильно, надо снова показать ему верное положе­ние. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить ребёнка в случае необходимости самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой дей­ствиям работающей.

Начинать пальчиковые игры всегда надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для  этого упражнения резиновые игрушки с пищал­ками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на по­душечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к твор­честву и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения,

его следует хвалить и, если возможно, показать его творческие достижения, например, папе или бабуш­ке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают паль­чиковые игры, выполняемые одной рукой. Трёхлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

Четырёхлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить офор­мить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2—5 минут еже­дневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, по­вышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С РЕБЁНКОМ

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходи­мые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно на­чало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно за­меняйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и про­износить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Вначале дети испытывают затруднения в вы­полнении многих упражнений. Поэтому упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

• Никогда не принуждайте ребёнка. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, лик­видируйте их (например, изменив задание) или по­меняйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, «не замечай­те», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

«Особенности организации образовательного и коррекционного педагогического процесса в группе для детей с  тяжелыми нарушениями речи»

Одной из главных задач для педагогов специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи является создание благоприятного психологического микроклимата в  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения  педагога необходимость  порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и  доброжелательность педагогов не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

Очень важны личностные качества педагогов. Это объясняется тем, что ребенок с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.

 Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Педагогам группы для детей с тяжелыми нарушениями речи  необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Малышу трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей  нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться  ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание  при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит  безболезненно для ребенка.

Специфика работы педагогов в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

- речевыми нарушениями;

- неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);

- особенностями личности воспитанников.

Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением  ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении  со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов  в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное  занятие. Важно учитывать, что  бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать  преодолению речевого нарушения.

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня  (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.

Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель  спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных  упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели  четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

Воспитателю необходимо  внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит  повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

Речь педагога, который постоянно находится в поле зрения ребенка с общим недоразвитием речи, является важным источником, из которого дети получают  образец родного языка, культуры речи.

Педагогам специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи  необходимо:

правильно произносить все звуки родного языка;

четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

строго придерживаться в речи орфоэпических норм,  правильно ставить ударения в словах;

использовать   средства интонационной выразительности речи: силу голоса,  темп, логические ударения, паузы;

в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

связно и в доступной  форме  передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;

использовать  в разговоре с детьми и персоналом  доброжелательный тон.

При ведущей роли учителя-дефектолога  в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и  тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:

развитие восприятия, внимания, памяти, мышления  у детей с речевыми нарушениями;

развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;

совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей;

автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;

уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;

закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;

формирование диалогической и монологической речи  у воспитанников;

закрепление умений  звуко-слогового  анализа и синтеза;

подготовка детей к письму, формирование графических умений;

устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта

закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;

сочетание всех видов деятельности дошкольников  с развитием и коррекцией речи;

формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения 

обеспечение необходимой познавательной и мотивационной  базы для формирования речевых умений.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем  на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.

Воспитатель  решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый  объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации  словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам  рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.

Воспитатель принимает активное участие  в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира  воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.

Формирование речи, закрепление  и усвоение речевых навыков проводится воспитателем  и во время режимных моментов:  одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время  игр,утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и  подготовка к дальнейшему обучению в школе  обуславливают необходимость овладения  теми же видами деятельности, которые предусмотрены для  нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий: коррекционного и образовательного компонента.

Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:

-занятия по формированию произносительной стороны речи (индивидуальные);

-занятия по формированию лексико-грамматических средств речи и развитие связной речи (подгрупповые);

-занятия по развитию речи  (групповые).

Воспитатель проводит следующие занятия:

-Ребенок и общество;

-Элементарные математические представления;

-Ребенок и природа

-Искусство;

руководитель по физической культуре

Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.

Психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию  навыков общения.

Количество занятий меняется в зависимости от года обучения и  периода  обучения.

Расписание занятий составляется к 07 сентября на весь год и заверяется администрацией дошкольного учреждения.

Продолжительность  занятий для детей 3-4 лет - 10 - 15 мин.,  15-20 мин. для детей 4-5 лет;

Построение коррекционных занятий в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на ряд методических правил:

-Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения

-Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии

-Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.

-Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.

-Обеспечение занятия  наглядным материалом, его правильный подбор. -Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей

-Обеспечение индивидуального подхода  к каждому воспитаннику

-Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий педагоги также учитывают  и общепедагогические требования:

-вопросы и инструкции адресовывают как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;

-невнимательных детей и детей с ослабленным зрением размещают ближе к  объектам наблюдения;

-демонстративный материал располагается на уровне глаз детей;

-замечания делают  в корректной форме.

Для проведения занятий группа делится на две группы: 1 группа занимается с учителем-дефектологом, 2 группа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего группы меняются местами. Деление на группы осуществляется по результатам  комплексного обследования поступивших в группу детей

При организации и проведении  занятий педагоги специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи  учитывают психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала:

Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи  ограничен. Поэтому на занятии педагоги четко выделяют цель и  осуществляют ее реализацию с  использованием  эффективных методов обучения.

Скорость восприятия  учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.

Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием  низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные  результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, на занятии педагоги проводят динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.

Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

А самое главное работа в нашей группе ведется в тесном сотрудничестве всех педагогов учреждения дошкольного образования с законными представителями воспитанников!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.