Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем знаний!
Голосование
Какая образовательная услуга наиболее актуальна для Вашего ребёнка?
Всего 30 человек

Страничка музыкального руководителя

Дата: 5 октября 2017 в 10:08, Обновлено 10 июня в 15:40

                            РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Музыкальное лето

Вот и пришло долгожданное лето! Любой ребенок ждет это теплое время с нетерпением. У ребенка в летний период появляются огромные возможности порадоваться общению с прекрасным миром живой природы. Родитель должен подсказать и направить детскую любознательность в мир поиска, наблюдений и открытий, и только тогда ваш ребенок научится понимать, любить, оберегать и приумножать то прекрасное и неповторимое, без чего не может быть жизни на земле.

В летний период важна роль родителей для музыкального развития своего ребенка. Летом дети получают яркие впечатления, так как больше времени находятся на природе, на даче, на речке вместе с родителями. Важно научить ребенка слышать и слушать музыкальные произведения, полноценные в художественном отношении.Для этого надо сначала научиться слушать звуки природы: пение птиц, звучание ручейка, шелест листьев, звуки леса, стрекотание кузнечика, сверчка, звуки ветра и дождя - это развивает слуховое внимание.

Самодельные детские музыкальные инструменты — отличный способ увлечь ребенка в игру, и отвлечь от планшетов и мультиков. Фантазия, которая включается в тот момент, когда начинаешь делать музыкальные инструменты из того, что есть под рукой помогает по-другому видеть мир. С таким оркестром можно даже концерты устраивать на свежем воздухе.

Музыка помогает обогатить впечатления ребят, показать прекрасное в окружающем, формировать их чувства.

Лето - самое замечательное время года для творчества. Музыка летом необходима в любых условиях. Отличного Вам отдыха!

Консультация для воспитателей

Импровизация как средство развития музыкально-творческих               способностей детей дошкольного возраста

(консультация)

Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных "продуктов".

Слово «импровизация» произошло от латинского improvisus -непредвиденный, внезапный, неожиданный. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.

Значимость музыкального воспитания в дошкольном учреждении  трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение. Между тем, многие недооценивают влияние музыкального воспитания на интеллект ребёнка. Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелоия, ритм, темп, динамика,сопровождение ) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача. Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.

Одной из главных задач введения детей в мир музыки - это увлеченность (Д. Б. Кабалевский). Путь к этому идет через формирование творческого интереса в процессе импровизации, т. е. через практическое музицирование. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности. Иными словами, занимаясь c ребенком импровизацией, мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, чувство фразировки и формы, чувство ансамбля.

Музыкально-творческая импровизация дошкольников скромна по их характеру и форме выражения. Если ребенок способен выразить свое отношение к исполняемой им песне, танцу, если он делает это искренне, непосредственно, увлеченно, то это придает творческий оттенок его исполнительской деятельности. Также дошкольник способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции-простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет песенки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.

Цель импровизации – активизация творчества детей. Основными видами импровизации дошкольника можно назвать танцевальное, песенное и инструментальное  творчество в игровой деятельности. Они привлекают внимание детей воплощением собственного замысла, повышают эмоциональный уровень восприятия музыки,

а также развивают певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.  

Музыкально-двигательные, танцевальные  импровизации являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Перед детьми ставится задача прослушать некое музыкальное произведение, определить образ, услышанный в музыке и дать этому образу устную характеристику. После этого детям предоставляется возможность сценического воплощения музыкального образа пантомимическими средствами (мимика, пластика, жесты, позы и т. д.).

Музыкально-двигательная импровизация "Цветик – семицветик"

Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по характеру. Когда педагог включает музыку - дети импровизируют, как только педагог выключает музыку- дети замирают в красивых фигурах,а кто пошевелится, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.

"Клоуны" (под «Канкан», муз. Ж. Оффенбаха)

Вначале надо поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, и затем предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители. Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую — с красными.

"Волшебные руки"

Исходное положение – дети становятся в свободном порядке на ковре. Один ребенок – водящий. Он выполняет под ритмичную музыку различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.

"Кто я?"

Педагог или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то (например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку) – это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

"Обезьянка"

Предложить одному ребёнку стать обезьянкой или зеркалом и повторять все, что делает ведущий: он шагает и обезьянка, поднимает руки – и обезьянка тоже. Данное игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно-неправильно», «успевает обезьянка или не успевает». Играющие могут поменяться ролями, когда правила игры становятся понятны ребенку. Смена ролей активизирует творческое воображение ребенка.

Музыкально-двигательная импровизация "В лесу"

Дети стоят в кругу, один ребёнок импровизирует на металлофоне. Дети находятся в образе разных деревьев. Ноги — это корни, руки — ветви, тело — ствол дерева:

В лесу деревья стоят,

Корнями в землю упираются,

К небу веточками своими тянутся.

А между ними ветерок летает,

С веточками играет.

(Некоторые дети становятся ветерками и движутся по кругу по ходу солнца, огибая деревья. Затем другая группа становится ветерком.)

В лесу деревья стоят,

Подрастают.

А между ними ветерок летает,

С веточками играет.

Музыкально-двигательная импровизация "На полянке"

Аналогична предыдущей и используется в весеннее и летнее время. Стоящие дети перевоплощаются в цветы, их руки — лепестки. Двигающиеся дети становятся разными насекомыми или ласковыми лучами солнышка.

"Прощаться — здороваться"

Дети под музыку начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда.

"Сказочный герой"

Под музыку каждого персонажа различных песен (хомяки, водяной,эльфы,котики  и т.п.)дети в различными музыкально-ритмическими и танцевальными движениями передают музыкально-игровой образ.

Песенная импровизация – это создание песни непосредственно в процессе ее исполнения, без участия взрослого. Естественно, как любое детское творчество, на первых этапах требует от ребенка и взрослого совместных действий, ребенок вначале включается в выполнение отдельных творческих заданий, участвует в сочинении отдельных составных частей создаваемой песни. Эти задания – важнейший фактор, направляющий развитие детского песенного творчества. Творческие задания непосредственно связаны с поэтапным формированием песенного творчества, а впоследствии - к проявлению импровизации – как самостоятельного сочинения.

Первое направление – обогащение жизненных и музыкальных впечатлений ребенка, которая создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке, в этом направлении велика роль взрослого, который выступает образцом для подражания песенного творчества.                                                                                                       Второе направление характеризуется знакомством со способами творческих действий. Во втором направлении роль взрослого и ребенка абсолютно равна, сочинение мелодий является общей целью. В этом направлении велика роль творческих заданий, которые побуждают ребенка импровизировать несложные мелодии и мотивы.

Третье направление – самостоятельное сочинение мелодий ребенком. В третьем направлении роль взрослого отсутствует, ребенок самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст. В этом направлении предполагается использование дидактических пособий, стимулирующих творческие проявления детей.

Важным условием в обучении детей инструментальной импровизации является обучение элементарным навыкам игры на музыкальных инструментах, показ различных способов звукоизвлечения, которые способствуют передаче выразительности музыкального образа.

Инструментальная импровизация является одним из замечательных способов подготовки к песенному творчеству тех детей, кто робок, стеснителен в своих проявлениях. Совместное творчество, танцевальная и песенная импровизация,инструментальная импровизация, индивидуальный подход к каждому ребёнку раскрепощает детей, даёт возможность выхода творческой энергии, которая получает воплощение в создании творческих работ с детьми во всех видах музыкальной деятельности. Созданные нами условия способствуют развитию творческой личности ребенка. Воспитанники старшего дошкольного возраста способны улавливать контрасты в пределах одного жанра, одного названия, одного настроения. Творческие задания, включающие в себя сопоставления контрастов, перечисленных выше, развивают творческие способности детей во всех направлениях.

Использование на занятиях музыки  такого методического приема  как импровизация является средством  развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста. 

Влияние музыкального искусства на воспитание основ экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста

Ранний и дошкольный возраст – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное  в окружающем нас мире. . Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. 

Исследования психологов (в частности исследования А. Н. Леонтьева) показали, что дети дошкольного возраста могут правильно взаимодействовать с окружающей средой эмоционально и действенно. Это взаимодействие определяется экологическим сознанием. Однако прежде чем остановиться на понятии экологического сознания, необходимо дать определение  сознания  в общем. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности. Благодаря сознанию человек способен рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая планы, программы. Экологическое сознание формируется на основе познания законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения  состояния природы. Главная цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры, в которую и входит экологическое сознание.    Элементы экологического сознания у детей дошкольного возраста носят ориентировочный характер. Экологическое сознание на разных этапах жизни ребенка развивается и проявляется неравномерно. Ось экологической культуры  составляет  эко сознание, которое формируется в процессе деятельности и все его компоненты связаны между собой,  составляют единую систему. Если стимулировать интерес ребенка к природе, вызывать сопереживание, пробуждать чувства, то экологическое сознание у детей постепенно повышается.

В раннем возрасте еще трудно выделить компоненты ЭС (экологического сознания), но уже необходимо создавать условия для общения ребенка с природой, а также условия для посильной деятельности в природе. В среднем дошкольном возрасте элементы ЭС проявляются уже более отчетливо. Этими элементами являются интерес к природе, к определенным видам деятельности в ней, эмоциональные реакции, осознанные оценки поведения людей в природе. К шести годам у детей уже формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.   

Таким образом, дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Однако он возможен только при благоприятных социальных условиях в семье, в детском саду и  окружении.

Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование ЭС. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).

Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это рождает красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.     Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка изобразительна и выразительна, она способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства,  музыкальность, образную речь  (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц, насекомых). Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой - значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

Экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах.           Выполняя музыкально-ритмические движения, воспитанники раннего и младшего дошкольного возраста  представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой, «Зайчики и лисичка»), мишкой («Мишка» М. Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). В учебную программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа («Лошадка» (муз.А.Филлипенко,  сл.Н.Френкель, «Бабочки»Д.Кабалевского, «Полет птиц» Г.Фрида) и другие.   Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки. Воспитанники  раннего и младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц, знакомятся с различными явлениями природы ( «Колыбельная медведицы» Е.Крылатова, Ю.Яковлевой), «Осенью», «Весною» С.Майкапара)             В старшей группе воспитанники слушают, музыкальные циклы "Времена года" П. И. ЧайковскогоА. Вивальди . В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы. В процессе слушания музыки полезно предложить  детям представить, какие бы они цвета выбрали для отражения  той или иной поры года. «Рисование», подбор цветовой гаммы и образов музыки помогают ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, темное небо,  тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами. Интересно понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц (с использованием  КТ) и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств («Утро», «Танец Эльфов», «В пещере горного короля» Э.Грига, «Вальс цветов» , «Подснежник», «Песня жаворонка» П.Чайковского, «Полет шмеля», «Море» Ф.Шуберта.                    В песнях всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления, тем самым продолжается формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Песни о прекрасной золотой осени, о пробуждающейся весной природе, про овощи, выращенные на огороде, о падающих листьях, капельках дождя и т.п.  Из песен дети начинают понимать, что все вокруг - живое, что нужно беречь окружающий нас мир природы, животных, птиц, насекомых. Более глубокому восприятию природы и ее образов способствует и музыкально-ритмическая деятельность. В движении можно передать образ летающих листьев ( «Осенний вальс» Ф. Шопена) или разнообразие метели («Метель» Г. Свиридова), различные подвижные игры, предполагающие собой не только изображение и имитацию образов различных животных («Волк и зайцы», «Лиса и зайцы», «Пес Барбос», «Кот и мыши», «Кошка и котята»), но и передачу сюжета  -  инсценирование  игры.                   

Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Используя знания об обитателях леса, которые дети получают на занятиях с воспитателями, их можно закрепить  на музыкальных занятиях с помощью музыки, например: пение птиц  можно озвучить на треугольнике; жужжание  пчелы  – обыграть  на бубне; стук дятла – на ксиллофоне, а песню соловья - на колокольчике.  Благодаря этому накоплению, дети смогут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.        Использовать в работе целесообразно также : пальчиковые игры, связанные по тематике с природой  ( «Гриб-грибок», «Паучок», «Солнышко», «Капельки» и др.); народные подвижные и хороводные игры («Огородная – хороводная», «Веселый хоровод» (на нар.мелодии),  «Солнышко лучистое», «В лесу», «Верабей» Я.Жабко и др.); также музыкально-дидактические игры («Солнышко и тучка», «В лесу», «Море и небо», «На птичьем дворе», «Три медведя»  и мн. др.) с помощью которых дети  узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, море – глубокое, а небо – высоко над нами. Решаются  задачи не только музыкального плана: развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления: у детей возникает чувство любви к природе, милосердия, прививаются навыки бережливого к ней отношения.                                                                                  

Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, деревья, шелестящие листьями на ветру, хомячок, набивший вкусняшками  щечки, зайцы, весело прыгающие на полянке, крадущаяся хитрая лисичка и др.), представляют себя то легкой бабочкой, то веселой птичкой,  шаловливой  дождинкой или легкой, невесомой снежинкой, бодрой лошадкой, смешным пингвином, злым волком и хитрой лисой, выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы, ручейки, рыб, животных. Ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую даёт музыка. Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы формирования экологической культуры  ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому  человечку  легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережного отношения.                                                                          

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Формы и методы работы с детьми по формированию основ экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка.

Музыка и экологическое воспитание

Экологическое воспитание ребёнка в детском саду это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это-познание ребёнком себя как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на земле. Без воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к её целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека, необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.

Как же рассказывать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячилетий и к которым продолжает ещё идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребёнок живет ещё не стольким разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно.

 Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями , игру и конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребёнка, пробуждают у него воображение, фантазию. Ассоциативное мышление, желание творить. Узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности поскольку музыка - это прежде всего язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Ведь всё в окружающем нас мире звучит, поёт: это и журчание ручейка и звон капели, и свист ветра и шум водопада, и конечно, пение птиц.

         Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке её чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы, эта красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась.

 Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребёнка интерес к чудесному и таинственному миру природы .

« Самое прекрасное , что мы можем испытывать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки» писал Альберт Эйнштейн.

         В нашем детском саду проводятся экологические праздники : «Осень золотая в гости к нам пришла», « День Земли». Они открывают ребёнку волшебный мир , без границ во времени и пространстве, это творческое проявление отношения к природе., это гимн жизни, это воспитание патриотизма и любви к Родине.

            

Развитие творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности (консультация)

Творческая деятельность — это творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического, художественного восприятия, сопереживания искусства, а также пробуждение способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Для общего художественного развития полезно вовлекать ребенка не только в «воспринимающую», но и творческую деятельность.

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто для других и для себя. Импровизационный характер творчества наиболее близок детской природе, поскольку:

-сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция; носителем содержания импровизации как продукта творчества является сам деятельностный процесс; элементарная импровизация доступна всем детям.

Под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс. Попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению и есть творчество.

Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость и протекают наиболее успешно.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Музыкально-ритмические движения при систематических занятиях приобретают отточенность, красоту. Игра на детских музыкальных инструментах развивает слух, способствует творческому музицированию, слушание музыки обогащает общий музыкальный кругозор детей и дает возможность интерпретировать музыкальные образы во всех видах музыкальной деятельности, развивая тем самым и речь детей.

Деятельность характеризуют действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности ребенок осваивает определенные действия: практические, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Музыкальное творчество проявляется в разных видах музыкальной деятельности: песенное творчество, музыкально-игровое, танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование).

В детском музыкальном творчестве можно выделить 4 этапа:

-на первом этапе даются задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности;

-на 2-м этапе предполагаются задания, способствующие освоению способов творческой деятельности;

- следующий этап — задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей;

-на заключительном этапе — воплощение собственных сочинений в жизни.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, праздников, в ходе индивидуальной работы с детьми, я заметила, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся уже умений и навыков вызывает у некоторых детей затруднения. Одни начинают стесняться, другие - копируют педагога или друг друга, но все же каждый из них по-своему остается неповторимым и индивидуальным, так как я стараюсь всегда предоставить им свободу выбора в желании проявить себя. И когда они спрашивают, можно ли им сделать какое-то музыкально-ритмическое движение в танце «ТАК», а не так, или обогатить его еще каким-либо элементом, или сделать другой ритмический рисунок , играя в оркестре, я всегда поддерживаю «полеты их фантазий» и хвалю за «живость мысли» и желание самоутвердиться, даже если это касается ансамблевых выступлений. Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Восприятие музыки (слушание) предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах музыкальной деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через слушание музыки), а затем воплотить их в других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за

развитием образа, прочувствовать, осмыслить. Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления через слушание музыки.

Для проявления песенного творчества важным является накопление

слухового опыта и развитие музыкально -слуховых представлений. Существует серия творческих заданий для развития песенного творчества:

- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

- импровизация музыкальных вопросов и ответов;

- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст,

сочинение попевок в определенном жанре.

Интерес к элементарному музицированию у ребенка возникает практически с

самого рождения (погремушка). Существуют различные способы

применения игры на детских музыкальных инструментах:

- озвучивание,

- оркестровка,

- контрастные сопоставления.

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут

Применяться:

- Стихотворения

- Сказки

- Рассказы о явлениях природы, о животных

Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей. Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии. Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре. И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно или с помощью педагога, если это у них вызывает затруднения. Встретившись с затруднениями, следует обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Детям предлагаются различные варианты исполнения творческих заданий. Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей. Для развития музыкального детского творчества я использую также танцы– импровизации, или танцы с элементами танцевального творчества.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в

современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка

теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон

в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу

крыльями, способствует полету воображения.

Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном

творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли

интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны, по возможности, носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, творчество самого педагога, чередование воспроизводящих и творческих действий детей.

 Формирование личности ребёнка средствами музыки

                                                         Музыкальное воспитание – это не воспитание                                                                                                              музыканта, а прежде всего воспитание человека.                                                                                                                  В.А.Сухомлинский                                                                                         

 Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас сильным более, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями  различного, эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.       

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения воспитанников. Чередование различных заданий, видов деятельности (слушание музыки, пение, музыкальные игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах) требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню вовремя начать и закончить ее, слушать друг друга и музыкальное сопровождение во время пения, элементарного музицирования; в танцах, играх учить действовать, подчиняясь музыке, удерживать от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать, толкнуть. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю, чувство уважения друг другу и умения соблюдать определенные нормы и правила.       

 Формирование и развитие личности ребенка средствами музыкального искусства, музыкальной деятельности – одна из основных целей учебной программы  дошкольного образования. Для ее реализации важно уделить внимание формированию интереса, любви к музыке, художественного вкуса, развитию чувства самоценности воспитанников в процессе музыкальной деятельности. Особо значимо в этом процессеи детское творчество. Конечно, дошкольник еще не способен создать что-то принципиально новое и общественно ценное, но обогатить и разнообразить, внести элемент индивидуальности в исполнение – вполне. Все его творческие попытки, являясь результатом активной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение и для раскрытия музыкальности, и для формирования у него уверенности в себе, переживания собственной значимости и успеха. Во всем этом ребенок как бы создает самого себя.

 Музыка, в среде искусств, занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования доказывают влияние музыки на физиологию эмоций человека. Именно поэтому, при всем разнообразии направлений работы с детьми утверждается тезис о важности музыкального воспитания для формирования духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически. Каковы воспитательные возможности музыки в становлении личностных качеств ребенка? «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.  Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», писал о музыке В.А.Сухомлинский. Прежде всего, музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказать положительное воспитательное воздействие в тех случаях, когда все средства не эффективны. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств человека, его личности  как доброта, умение сопереживать. Ребенок получает представления о чувствах человека, выраженных в музыке и существующих в реальной жизни. Вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку,  на музыкальное произведение, мы формируем у него представления о нравственности, добре и зле. «Музыка передает настроения, чувства, характер человека».      Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.                         Значение  музыкальной деятельности  для нравственно-эстетического воспитания и формирования личности ребенка заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.                                                   

 В качестве важнейшего условия гармоничного развития личности С.Выготский назвал  единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир реалий, идей, мыслей, образов.               Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, пения и музыки, игры на музыкальных инструментах и музыки. «Только развивая эмоции, интересы и вкусы ребенка можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой» (Радынов О.П.).                                          

При использовании гибких методов и приемов форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства, как эталонов красоты,  достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития личности ребенка. Обобщая вышесказанное, можно выделить качества личности ребенка, которые формируются с помощью музыки:                

 - физически развитый (музыка окрашивает движения ребенка эмоциями, позволяет проявить двигательную активность детей под музыку);                         

- любознательный, активный (привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность, проявляющуюся в вопросах, желании действовать);                                          

 - овладевший способами и средствами общения (совместная музыкальная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых, дает возможность проявить себя);                         

- интеллектуально развитый (обогащение словаря, оценочной деятельности в процессе восприятия музыки);                                                                                                              

- креативный (способный к экспериментированию в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке);                                                       

- подготовленный  к учебной деятельности (развитие музыкального восприятия, процесс обучения детей слушать и слышать, выполнять задания, творить)                                                                            Музыка – главная работа, чтобы людям сердце волновать.                                                  

 Мало пьесу выучить по нотам, надо научиться колдовать.                                                    

Надо понимать язык снежинок, записать о чем поет капель.                                                

 Или вдруг на крыльях журавлиных полететь за тридевять земель.                                        

 Надо превращаться в медвежонка, на сосну карабкаться, ворча,                                          

 Или трепетать травинкой тонкой у лесного чистого ручья.                                                    

Тот, кто знает это и умеет, тот приносит счастье в каждый дом.  

 Постарайся сделаться скорее добрым музыкантом колдуном.         

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.