Голосование
Какая образовательная услуга наиболее актуальна для Вашего ребёнка?
Всего 25 человек

Страничка музыкального руководителя

Дата: 5 октября 2017 в 10:08, Обновлено 15 октября в 15:20

                            РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Консультация для воспитателей

Музыка и экологическое воспитание

Экологическое воспитание ребёнка в детском саду это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это-познание ребёнком себя как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на земле. Без воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к её целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека, необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.

Как же рассказывать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячилетий и к которым продолжает ещё идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребёнок живет ещё не стольким разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно.

 Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями , игру и конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребёнка, пробуждают у него воображение, фантазию. Ассоциативное мышление, желание творить. Узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности поскольку музыка - это прежде всего язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Ведь всё в окружающем нас мире звучит, поёт: это и журчание ручейка и звон капели, и свист ветра и шум водопада, и конечно, пение птиц.

         Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке её чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы, эта красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась.

 Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребёнка интерес к чудесному и таинственному миру природы .

« Самое прекрасное , что мы можем испытывать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки» писал Альберт Эйнштейн.

         В нашем детском саду проводятся экологические праздники : «Осень золотая в гости к нам пришла», « День Земли». Они открывают ребёнку волшебный мир , без границ во времени и пространстве, это творческое проявление отношения к природе., это гимн жизни, это воспитание патриотизма и любви к Родине.

Музыкальное лето

Вот и пришло долгожданное лето! Любой ребенок ждет это теплое время с нетерпением. У ребенка в летний период появляются огромные возможности порадоваться общению с прекрасным миром живой природы. Родитель должен подсказать и направить детскую любознательность в мир поиска, наблюдений и открытий, и только тогда ваш ребенок научится понимать, любить, оберегать и приумножать то прекрасное и неповторимое, без чего не может быть жизни на земле.

В летний период важна роль родителей для музыкального развития своего ребенка. Летом дети получают яркие впечатления, так как больше времени находятся на природе, на даче, на речке вместе с родителями. Важно научить ребенка слышать и слушать музыкальные произведения, полноценные в художественном отношении.Для этого надо сначала научиться слушать звуки природы: пение птиц, звучание ручейка, шелест листьев, звуки леса, стрекотание кузнечика, сверчка, звуки ветра и дождя - это развивает слуховое внимание.

Самодельные детские музыкальные инструменты — отличный способ увлечь ребенка в игру, и отвлечь от планшетов и мультиков. Фантазия, которая включается в тот момент, когда начинаешь делать музыкальные инструменты из того, что есть под рукой помогает по-другому видеть мир. С таким оркестром можно даже концерты устраивать на свежем воздухе.

Музыка помогает обогатить впечатления ребят, показать прекрасное в окружающем, формировать их чувства.

Лето - самое замечательное время года для творчества. Музыка летом необходима в любых условиях. Отличного Вам отдыха!

            

Развитие творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности (консультация)

Творческая деятельность — это творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического, художественного восприятия, сопереживания искусства, а также пробуждение способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Для общего художественного развития полезно вовлекать ребенка не только в «воспринимающую», но и творческую деятельность.

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто для других и для себя. Импровизационный характер творчества наиболее близок детской природе, поскольку:

-сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция; носителем содержания импровизации как продукта творчества является сам деятельностный процесс; элементарная импровизация доступна всем детям.

Под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс. Попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению и есть творчество.

Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость и протекают наиболее успешно.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Музыкально-ритмические движения при систематических занятиях приобретают отточенность, красоту. Игра на детских музыкальных инструментах развивает слух, способствует творческому музицированию, слушание музыки обогащает общий музыкальный кругозор детей и дает возможность интерпретировать музыкальные образы во всех видах музыкальной деятельности, развивая тем самым и речь детей.

Деятельность характеризуют действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности ребенок осваивает определенные действия: практические, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Музыкальное творчество проявляется в разных видах музыкальной деятельности: песенное творчество, музыкально-игровое, танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование).

В детском музыкальном творчестве можно выделить 4 этапа:

-на первом этапе даются задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности;

-на 2-м этапе предполагаются задания, способствующие освоению способов творческой деятельности;

- следующий этап — задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей;

-на заключительном этапе — воплощение собственных сочинений в жизни.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, праздников, в ходе индивидуальной работы с детьми, я заметила, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся уже умений и навыков вызывает у некоторых детей затруднения. Одни начинают стесняться, другие - копируют педагога или друг друга, но все же каждый из них по-своему остается неповторимым и индивидуальным, так как я стараюсь всегда предоставить им свободу выбора в желании проявить себя. И когда они спрашивают, можно ли им сделать какое-то музыкально-ритмическое движение в танце «ТАК», а не так, или обогатить его еще каким-либо элементом, или сделать другой ритмический рисунок , играя в оркестре, я всегда поддерживаю «полеты их фантазий» и хвалю за «живость мысли» и желание самоутвердиться, даже если это касается ансамблевых выступлений. Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Восприятие музыки (слушание) предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах музыкальной деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через слушание музыки), а затем воплотить их в других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за

развитием образа, прочувствовать, осмыслить. Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления через слушание музыки.

Для проявления песенного творчества важным является накопление

слухового опыта и развитие музыкально -слуховых представлений. Существует серия творческих заданий для развития песенного творчества:

- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

- импровизация музыкальных вопросов и ответов;

- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст,

сочинение попевок в определенном жанре.

Интерес к элементарному музицированию у ребенка возникает практически с

самого рождения (погремушка). Существуют различные способы

применения игры на детских музыкальных инструментах:

- озвучивание,

- оркестровка,

- контрастные сопоставления.

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут

Применяться:

- Стихотворения

- Сказки

- Рассказы о явлениях природы, о животных

Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей. Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии. Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре. И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно или с помощью педагога, если это у них вызывает затруднения. Встретившись с затруднениями, следует обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Детям предлагаются различные варианты исполнения творческих заданий. Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей. Для развития музыкального детского творчества я использую также танцы– импровизации, или танцы с элементами танцевального творчества.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в

современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка

теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон

в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу

крыльями, способствует полету воображения.

Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном

творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли

интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны, по возможности, носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, творчество самого педагога, чередование воспроизводящих и творческих действий детей.

 Формирование личности ребёнка средствами музыки

                                                         Музыкальное воспитание – это не воспитание                                                                                                              музыканта, а прежде всего воспитание человека.                                                                                                                  В.А.Сухомлинский                                                                                         

 Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас сильным более, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями  различного, эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.       

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения воспитанников. Чередование различных заданий, видов деятельности (слушание музыки, пение, музыкальные игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах) требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню вовремя начать и закончить ее, слушать друг друга и музыкальное сопровождение во время пения, элементарного музицирования; в танцах, играх учить действовать, подчиняясь музыке, удерживать от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать, толкнуть. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю, чувство уважения друг другу и умения соблюдать определенные нормы и правила.       

 Формирование и развитие личности ребенка средствами музыкального искусства, музыкальной деятельности – одна из основных целей учебной программы  дошкольного образования. Для ее реализации важно уделить внимание формированию интереса, любви к музыке, художественного вкуса, развитию чувства самоценности воспитанников в процессе музыкальной деятельности. Особо значимо в этом процессеи детское творчество. Конечно, дошкольник еще не способен создать что-то принципиально новое и общественно ценное, но обогатить и разнообразить, внести элемент индивидуальности в исполнение – вполне. Все его творческие попытки, являясь результатом активной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение и для раскрытия музыкальности, и для формирования у него уверенности в себе, переживания собственной значимости и успеха. Во всем этом ребенок как бы создает самого себя.

 Музыка, в среде искусств, занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования доказывают влияние музыки на физиологию эмоций человека. Именно поэтому, при всем разнообразии направлений работы с детьми утверждается тезис о важности музыкального воспитания для формирования духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически. Каковы воспитательные возможности музыки в становлении личностных качеств ребенка? «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.  Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», писал о музыке В.А.Сухомлинский. Прежде всего, музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказать положительное воспитательное воздействие в тех случаях, когда все средства не эффективны. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств человека, его личности  как доброта, умение сопереживать. Ребенок получает представления о чувствах человека, выраженных в музыке и существующих в реальной жизни. Вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку,  на музыкальное произведение, мы формируем у него представления о нравственности, добре и зле. «Музыка передает настроения, чувства, характер человека».      Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.                         Значение  музыкальной деятельности  для нравственно-эстетического воспитания и формирования личности ребенка заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.                                                   

 В качестве важнейшего условия гармоничного развития личности С.Выготский назвал  единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир реалий, идей, мыслей, образов.               Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, пения и музыки, игры на музыкальных инструментах и музыки. «Только развивая эмоции, интересы и вкусы ребенка можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой» (Радынов О.П.).                                          

При использовании гибких методов и приемов форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства, как эталонов красоты,  достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития личности ребенка. Обобщая вышесказанное, можно выделить качества личности ребенка, которые формируются с помощью музыки:                

 - физически развитый (музыка окрашивает движения ребенка эмоциями, позволяет проявить двигательную активность детей под музыку);                         

- любознательный, активный (привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность, проявляющуюся в вопросах, желании действовать);                                          

 - овладевший способами и средствами общения (совместная музыкальная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых, дает возможность проявить себя);                         

- интеллектуально развитый (обогащение словаря, оценочной деятельности в процессе восприятия музыки);                                                                                                              

- креативный (способный к экспериментированию в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке);                                                       

- подготовленный  к учебной деятельности (развитие музыкального восприятия, процесс обучения детей слушать и слышать, выполнять задания, творить)                                                                            Музыка – главная работа, чтобы людям сердце волновать.                                                  

 Мало пьесу выучить по нотам, надо научиться колдовать.                                                    

Надо понимать язык снежинок, записать о чем поет капель.                                                

 Или вдруг на крыльях журавлиных полететь за тридевять земель.                                        

 Надо превращаться в медвежонка, на сосну карабкаться, ворча,                                          

 Или трепетать травинкой тонкой у лесного чистого ручья.                                                    

Тот, кто знает это и умеет, тот приносит счастье в каждый дом.  

 Постарайся сделаться скорее добрым музыкантом колдуном.         

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.