Голосование
Какая образовательная услуга наиболее актуальна для Вашего ребёнка?
Всего 25 человек

Страничка учителя-дефектолога Гук И.Г. (в пункте коррекционно-педагогической помощи)

Дата: 6 декабря 2018 в 12:39, Обновлено 20 октября в 10:13

      График работы

учителя-дефектолога Гук Инессы Геннадьевны            

в пункте коррекционно-педагогической помощи

График работы:

    Пн. 15.20-17.20 

  Вт. 15.20-17.20

  Ср. 15.20-17.20

  Чт. 15.20-17.20

  Пт. 15.20-17.20

 «Особенности занятий физическими упражнениями  старших дошкольников, имеющих нарушения речи»

К категории дошкольников с тяжелыми нарушениями речи относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени.

Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие - в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи. По степени выраженности различают речевые нарушения, не являющиеся препятствием к обучению в общеобразовательном детском саду или массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

- дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем развития ловкости и быстроты. По выносливости, силе  и гибкости  различий на значимом уровне не имеют, что связано с отсутствием значимых отличий по антропометрическим данным этих детей;

 - дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей низкой степенью сформированности двигательных навыков, отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия,  внимания, памяти);

- у детей с расстройствами речи встречаются диспропорциональность развития, незрелость движений.

В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

Этиология речевых расстройств, так многообразна и структура дефекта настолько неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться на результаты  развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных  навыков в соответствии с возрастной нормой.  При дислалии психомоторное развитие этих детей практически не отличается от здоровых детей. При заикании у детей в основном нарушены темпо-ритмические характеристики всех циклических локомоторных актов, недостаточно сбалансированы процессы возбуждения и торможения, а также есть различные проблемы в эмоционально-волевой сфере. Дети с таким  сложным дефектом, как алалия, отстают от своих сверстников по всем компонентам психомоторики (статическая и динамичекая координация, одновременность и точность движений и т.д.) на один-два года. При дизартрии наблюдается общая моторная неловкость, расторможенность и нескоординированность движений.

Предметом особого внимания  служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой  детей  с задержкой речевого развития.

Для детей с речевыми расстройствами  автоматизацию  движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает  подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети с нарушениями речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.

Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен  для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей с различными речевыми нарушениями  изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе с этой категорией детей. Регуляции тонуса способствует  выполнение упражнений с разной  амплитудой и скоростью. Одновременно с этим  исполнение ребенком подобных упражнений со стихами  стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп дошкольных учреждений.

Дыхательным упражнениям в курсе коррекции необходимо уделять особое внимание. Вентиляция легких обеспечивает постоянство газового состава альвеолярного воздуха.  При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это возможно обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети с речевыми нарушениями, при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию их нужно специально учить. Необходимым условием реализации  данного акта является движение грудной клетки, которое осуществляется специальными мышцами. Существуют различные типы дыхания:  верхнегрудное,  нижнегрудное, диафрагмальное и  полное. Особенно важно сделать акцент на диафрагмальном дыхании, так как оно физиологически более целесообразно для лучшей вентиляции нижних отделов легких и экскурсии диафрагмы, поскольку в нижних  отделах легких чаще возникают застойные явления при дыхательной патологии. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют  особое значение, так как наряду с работой над  физиологическим дыханием  осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над  коротким  вдохом и длительным речевым выдохом.

Вначале  дыхательные упражнения  направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного  типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения  проводятся без музыки.         Необходимо помнить, что дыхательная  гимнастика  должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.        Обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем педагога и по его показу.  Для этого предлагаются  дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы детям были более  понятны их действия при вдохе и выдохе. Эти упражнения лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: «согреть руки» (выдох со звуком х-х-хо), «остудить воду» (выдох со звуком ф-ф-фу). Можно при выдохе  имитировать задувание  свечи с произнесением  гласных звуков и т.д. по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был  полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха. Чем глубже будет вдох, тем полнее выдох. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание «понюхать цветок». Во время вдоха голова должна быть приподнята, шея выпрямлена, чтобы грудная клетка свободно поднималась вверх. Если голова опущена и шея согнута, то верхние ребра, а с ними и вся грудная клетка не  будут приподниматься. Во время вдоха не следует приподнимать плечи, так как при этом грудная клетка не расширяется.

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны; выдоху - упражнения в сгибании туловища вперед, приседания, сведение и опускание рук.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись  стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Особое  значение в коррекции детей с речевыми расстройствами  занимает ритмическая гимнастика.

Поскольку дети с нарушениями речи в силу своих психо-физиологических особенностей не справляются с сериями ритмических упражнений в аудиозаписи полезно разучивать комплексы под пение или с  фортепиано, где музыкальный руководитель играет «под детей». Только после свободного овладения движениями можно приступать  к исполнению  под  магнитофонную  запись.  

Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» должны занимать значительное место в процессе физического воспитания дошкольников

Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях должен создаваться положительный эмоциональный фон, речь педагога должна быть спокойной, плавной, певучей. Целенаправленно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными.

«Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы)

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Для того, чтобы  было легче следить за своевременным появлением звуков, предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (возраст) 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 л

Звуки АОЭ

П Б М И Ы У

Ф В

Т Д Н

К Г Х Й С З Ц

Ш Ж

Ч Щ Л

Р

Из таблицы видно, что к 5-6 годам, ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка. Если этого не произошло, необходимо начинать работу по исправлению нарушений.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Методикой проведения гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить. И тогда все у вас получится.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА РОДИТЕЛЯМ НА ЛЕТО.

Лето для детей - это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливание. В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенный в течении учебного года знаний и навыков.

Самый продуктивный метод пройденного материала - включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.

Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение!

Вот несколько советов и подбор игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения»:

1.Игры с мячом«Съедобное-не съедобное»«Живое не живое», «Я знаю 5 названий (имён)», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый). Помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в тоже время хорошо развивать словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести«Какими словами или красками можно описать время года».Назови: слово – предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые слова. Расскажи о предмете: какой он? Яблоко какое? (зеленое, большое, твердое, сочное). Цветок что делает? (растет, цветет, распускается, вянет) и тд.

3. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого как утро, середины (длинного как день) и конца (короткого как вечер).

4.Развивайте мелкую моторику:

• Собирать, перебирать ягоды

• Полоть грядки

• Выкладывать рисунки из камней, шишек, круп

• Играть с глиной, мокрым песком

• Играть с мячами и мячиками (кидать, ловить, кидать в цель)

• Бросать и ловить летающие тарелочки

• Собирать мозаики, конструкторы, пазлы

• Перебирать крупы

• Играть с пальчиками в народные игры (например, сорока - белобока)

• Рисовать и раскрашивать

• Складывать бумагу (оригами)

• Завинчивать гайки

• Плести из бисера

• Лепить из пластилина, теста и тд.

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось. Попросите описать понравившегося героя. Это хорошо развивает мышление и воображение. Спрашивайте, что обозначает то или иное слово.

Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели.

С этой не простой задачей мы с вами справимся только лишь благодаря совместным усилиям, упорстве и оптимизме.

Родители должны помнить:

Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.

Занятие должно проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить лишь, усвоив первое.

Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправлять их.

Постоянно контролировать речь ребенка, учить правильно произносить звуки в словах и фразах.

Не требовать от ребенка говорить или называть то, что ему в данный момент не доступно.

И помните, разговаривайте чаще со своими детьми, отвечайте на их вопросы и объясняйте то, что им интересно!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.